Рейтинг@Mail.ru
 
 

Круглый стол в Национальной библиотеке

Ровно 45 лет назад - 11 февраля 1979 г. - в Иране победила исламская революция. Последний шахиншах Персидской империи Мохаммад Реза Пехлеви был свергнут. 2500-летняя персидская монархия прекратила своё существование. Аккурат к этой дате в конференц-зале Национальной научной библиотеки Северной Осетии прошёл круглый стол, подготовленный Северо-Осетинской региональной общественной организацией «Общество российско-иранской дружбы «Иран-Иристон» совместно с отделом литературы на иностранных языках ННБ (зав. заслуженный работник культуры Северной Осетии Ирма Гиоева).

О самом событии рассказал присутствующим кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник СОИГСИ им. В.И. Абаева», председатель общества «Иран – Иристон» Тимур Дзеранов. Что же послужило причиной этой революции в шахском Иране, который отличался в 70-годы ХХ века, казалось бы, непоколебимой внешней стабильностью и процветанием, когда вся политическая оппозиция была разгромлена, экономика страны уверенно развивалась на нефтедолларах, реформы «Белой революции шаха и народа» претворялись в жизнь, страна семимильными шагами шествовала в капиталистический прозападный рай, а её столицу Тегеран называли ни много ни мало «Парижем Востока»? В то время шах и его приближённые инвестировали «избытки» долларов в крупнейшие транснациональные компании, закупали новейшее вооружение и боевую технику, а сумасшедшие прибыли от нефти, как водится, оседали в карманах правящих элит. Пышным цветом расцветала коррупция во всех сферах общества, а национальная буржуазия была отстранена от принятия экономических и политических решений. В результате аграрных реформ в города устремились миллионы малограмотных крестьян с традиционной исламской психологией и веками сложившимися жизненными устоями. Многие из этих людей так и не смогли приспособиться к городским условиям проживания, как, собственно, и к самой капиталистической системе. Именно они потом и стали ядром исламских революционных комитетов и Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

Бешеные доходы от нефти вызывали безудержный рост цен в стране, но механизма перераспределения сверхприбылей в обществе не было. К тому же в 1976 году шах заменил традиционное иранское мусульманское летоисчисление хиджры новым, от предполагаемого воцарения древнеперсидского Кира Великого и отменил многопартийную систему. Сюда же следует добавить свирепствовавшую шахскую охранку САВАК, которая зачистила всю политическую площадку Ирана от оппозиционеров всех направлений.

7 января 1978 г. в правительственной газете «Эттелаат» вышла статья с оскорбительными выпадами в адрес аятоллы Хомейни, который, находясь в Ираке, продолжал выступать с проповедями, бичующими шахский режим. А через 2 дня в городе Кум начались массовые акции протеста против травли аятоллы Хомейни. Полиция расстреляла сотни демонстрантов. Страну охватили массовые протесты во многих населённых пунктах. Весь 1978 г. Иран был охвачен антишахскими выступлениями: забастовками рабочих и служащих разных отраслей промышленности, транспорта, почты, телеграфа, банков, ряда правительственных учреждений, а также выступлениями студентов. В Иране резко возросло влияние аятоллы Хомейни, который из-за рубежа призывал к решительной борьбе с «деспотическим и вероотступническим» прозападным режимом. А через год, когда Хомейни уже пришёл к власти, толпы разъярённых протестующих взяли штурмом посольство США в Тегеране, где захватили в заложники 66 сотрудников диппредставительства с требованием выдать бежавшего в США шаха.

Итак, 1 февраля 1979 г. в тегеранский аэропорт из Парижа специальным чартерным рейсом прибыл аятолла Хомейни после 15 лет эмиграции. Миллионы иранцев восторженно встречали его. Сразу же по прибытию в Иран аятолла Хомейни потребовал отставки действующих управленцев: премьер-министр бежал во Францию – и Исламская революция победила. А 1 апреля 1979 г. прошёл референдум, результатом которого стало провозглашение Исламской Республики Иран. Таким образом, 2500-летняя персидская монархия прекратила своё существование. Тимур Ефимович подчеркнул огромное значение Исламской революции – наравне с Великими французской и Октябрьской социалистической революциями в России эти события привели к образованию и формированию новой системы отношений во всём мире. И несмотря на обилие санкций, наложенных в своё время Западом как на Россию, так и на Иран, обе наши страны смогли их преодолеть и стать мощными державами, с которыми вынуждены считаться недруги.

Перед слушателями выступили заместитель министра Северной Осетии по национальной политике и внешним связям Андрей Бессонов и руководитель представительства Министерства иностранных дел России по РСО-А Багир Мамиев, рассказавшие о всестороннем сотрудничестве наших стран в политико-экономической, военной, культурной и многих других сферах деятельности. В настоящее время идёт кропотливая работа над подписанием нового договора между нашими странами (прежний датирован 2001 годом), который предполагает в дальнейшем высокий уровень стратегического партнёрства, реализацию крупнейшего проекта «Росатома» – строительство атомной электростанции, а также железнодорожного «коридора» из стран Азии в Европу, проходящего через территорию Ирана. Докладчики выразили надежду, что наши Транскам и Военно-Грузинскую дорогу в будущем тоже можно будет использовать для перевозки грузов. Было сказано о сотрудничестве между вузами Северной Осетии и Ирана, о торгово-промышленных отношениях между Осетией и Ираном. В планах – подписание договора о сотрудничестве с одной из провинций Ирана и открытие торговых домов.

Блиц-экскурс в древнюю историю взаимоотношений наших стран совершил кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Эльбрус Сатцаев, рассказавший о тесной взаимосвязи и большом влиянии Персии на народы Грузии, Азербайджана, Армении, Чечни и, конечно, Осетии.

Интересным получился рассказ студента СОГУ Таймураза Бтемирова, побывавшего в Тегеране на практике, о том, как народ этой республики отмечает праздник Исламской революции. Были показаны фото и видеоматериалы об этом событии, а Таймураз охотно ответил на многочисленные вопросы слушателей: об отношении жителей Ирана к религии, к своим традициям, к представителям российского общества, к своей дореволюционной эпохе, об отношениях между людьми в быту.

Были заслушаны выступления начальника Управления международных и внешних связей СКГМИ Нины Орловой (напомним, что СКГМИ входит в состав экзаменаторов по отбору иностранных граждан для обучения в Российской Федерации) и представителя Республиканского Дома дружбы народов Северной Осетии Тамары Кайтуковой, отметивших необходимость делать ставку на молодёжь, больше и глубже изучать историю и языки наших дружественных народов – как в Иране, так и в России и Осетии, чаще совершать поездки, общаться друг с другом. Всё это в принципе можно сделать через системы дополнительного образования, Дома творчества: разработать программы для обучения разговорной речи, провести региональную конференцию по вопросам сотрудничества Ирана и Осетии, дружить, что называется, «домами»!

Круглый стол завершился выступлением Т.Е. Дзеранова, напомнившего о том, что в течение нескольких лет на мероприятиях общества «Иран – Иристон» собирается всегда много гостей из республик Северного Кавказа – представителей как шиитской, так и суннитской ветвей ислама, что, безусловно, ведёт к их единству и сплочению.