Рейтинг@Mail.ru
 
 

Выставка одной картины в проекте «Моя Осетия», или Маленькие истории, рассказанные с любовью

В зале искусств Национальной научной библиотеки Северной Осетии в рамках нового проекта «Моя Осетия. Выставка одной картины» состоялась презентация работы Фатимы Цаллаговой «Алагирский собор». Сотрудники отдела к мероприятию подготовили развёрнутую книжно-иллюстративную выставку «Моя Осетия. Мой Владикавказ».

Встреча с автором произведения – будь то писатель, поэт, музыкант или художник – всегда интересна и познавательна: можно задать вопросы и получить на них ответы, выразить свои мысли и чувства, а иногда и поспорить. Это – живой диалог заинтересованных людей, это – та самая роскошь человеческого общения, о которой писал ещё знаменитый француз Антуан де Сент-Экзюпери.

О новом совместном проекте «научки» и Союза художников РСО-А рассказала заведующая отделом искусств ННБ, заслуженный работник культуры республики Фариза Басиева: «Проект даёт возможность знакомить публику с работами именитых художников и молодых дарований в более мобильном формате, создавать вокруг пространство единомышленников, наполненное любовью к Осетии, к родному очагу, любимому городу. Каждая картина проекта – своего рода творческая цитата, художественное высказывание на заданную тему, причём в разных жанрах – пейзаж, портрет, натюрморт. Проект стартует с периодичностью один раз в месяц в рамках празднования 100-летия автономии Северной Осетии. Сегодняшнее мероприятие будет посвящено картине Фатимы Цаллаговой «Алагирский собор».

Заслуженный деятель искусств Северной Осетии, искусствовед Зара Газданова, говоря о представленной работе, назвала «удивительно лиричным и неожиданным изображение Алагирского собора, почти растворившегося в крупных белых хлопьях снега… Ничего случайного. Всё продумано, значимо, всё на месте. Её картины – это целый мир чистоты и лёгкости, какой-то удивительной воздушности, изысканности, мир человека, который просто живёт в гармонии с собой и природой».

О самой художнице и её творчестве рассказала собравшимся главный библиотекарь отдела, заслуженный работник культуры РСО-А Галина Прищепа. Член Союза художников России, заслуженный художник РСО-Алания, кандидат педагогических наук Фатима Касполатовна Цаллагова родилась в с. Унал в семье педагогов. Окончила художественно-оформительское отделение Северо-Осетинского художественного училища, а затем факультет графики Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге. Её кисти подвластны природные и городские пейзажи, натюрморты, женские портреты, пленэрные этюды, иллюстрации к творчеству поэтов Осетии и нартскому эпосу… Она, по словам своих верных и многочисленных поклонников, - «человек, который может рисовать воздух», «поэт в графике» и «королева осетинских акварелей» - с большим успехом выставляется и дома, в республике, и за пределами Северного Кавказа – в том числе за рубежом. Много ездит по миру, а её работы сегодня хранятся в фондах галерей, музеев и в частных собраниях коллекционеров Осетии, Москвы, Франции, Германии, Голландии, Люксембурга, Дании, Италии, Израиля и США…

Критики о творчестве Фатимы Касполатовны пишут так: «Фатима Цаллагова всегда стремилась к точному рисунку. Да и структуру композиции она чувствует очень чутко, как и возможности самой акварельной техники, её богатые лессировки (просвечивающие, наложенные друг на друга слои разного цвета), растекающиеся, внедряющиеся друг в друга, свежие цветовые замесы живописи по сырой бумаге, смелую, в один приём, работу «а ля прима» и, конечно, их всевозможный синтез».
Сотрудниками отдела искусств была подготовлена видеопрезентация, рассказывающая о работах Фатимы Касполатовны, посвящённых родному краю, с подробной информацией о картине «Алагирский собор».

Свято-Вознесенский собор (собор Вознесения Господня) — это православный храм в городе Алагире РСО-Алания, один из старейших в республике. 27 февраля 1850 года высочайшим повелением императора Александра II было определено строительство в Осетии Алагирского серебряно-цинкового завода на базе Садонского месторождения цветных металлов. Возникший около завода посёлок на окраине села Салугардан назвали Алагиром. Каменная церковь была заложена 8 ноября 1850 года в присутствии начальника Владикавказского военного округа генерал-майора Ипполита Александровича Вревского, архиепископа Карталинского и Кахетинского Исидора, Экзарха Грузии, и при многочисленном стечении богомольцев. Автором проекта и создателем его первой начальной росписи был русский архитектор и художник князь Григорий Григорьевич Гагарин по просьбе наместника Кавказа М.С. Воронцова. Крестово-купольный храм в византийском стиле был построен из местного материала розовато-серого туфа. Свой купол он вознёс на высоту в 21 метр. Граф Соллогуб в восхищении писал: «Несмотря на свои небольшие размеры, Вознесенский собор представляет такую цельность и соответственность и в то же время такое строгое соблюдение древних греческих начал, что наружность его величественна, и перед ним нельзя остановиться без благоговения». Кстати, Алагирская церковь строилась ещё и как церковь-крепость и имела не только культовое значение, но и военное, она охранялась стражниками, её внушительные каменные стены с бойницами и башнями сохранились вплоть до наших дней. В 1888-1890 годах известный поэт и художник Коста Хетагуров заново выполнил внутреннюю художественную роспись стен и потолков в соборе. По словам искусствоведа Людмилы Бязровой, «в появлении орнаментов можно увидеть руку Коста, потому что они удивительны, с одной стороны, они повторяют образцы альбомов Гагарина, с другой стороны, они имеют национальный характер, они напоминают чернение на серебряных изделиях мастеров Осетии, вообще мастеров Кавказа, они напоминают вышивку золотым шитьём женщин, которые владели этой техникой, то есть национальный характер орнамента пробивается через византийскую основу». Византийский орнамент, имитирующий резьбу по камню и мозаику, опоясывает весь внутренний свод храма. Особый интерес вызывает образ святой Ольги, принадлежащий кисти Коста: она показана без царской одежды, в которой обычно её принято изображать – нет плата и шапочки-короны, здесь она в платках, надетых подобно тому, как их носили осетинские женщины.

После революции, к сожалению, была разрушена колокольня храма, но само строение собора не пострадало благодаря смелому вмешательству осетинского просветителя, педагога Бабу Зангиева, который создал здесь библиотеку. На одной из стен собора есть мемориальная доска, посвящённая памяти Бабу Зангиева (автор – Михаил Дзбоев). Долгое время после установления советской власти в Осетии в здании собора находился Алагирский краеведческий музей. В 1989 году решением исполкома Алагирского райсовета народных депутатов собор был передан Русской Православной Церкви. 29 апреля 1989 года состоялось торжественное открытие Вознесенского собора и первое богослужение, а спустя 10 лет проведены реставрационные работы. К слову, брат Фатимы - Виктор Цаллагов – был одним из тех, кто работал над реставрацией монументальных росписей алагирского собора Вознесения Господня в 1999-2000 гг. Отметим, что во всё время ремонтно-реставрационных работ в соборе постоянно звучала молитва…

Фатима Цаллагова рассказала о мистическом переплетении людских судеб: Бабу Зангиев был учителем её мамы, а саму маму в своё время крестили именно в этом соборе… Свою любовь к родному краю, к этому святому месту Фатима Касполатовна сумела передать и своим ученикам, вместе с которыми часто приезжает к собору, и ребята увлечённо пишут этот великолепный храм.

Музыкальный подарок для слушателей прозвучал от учащейся ДМШ №1 им. П.И. Чайковского Радмилы Цаллаговой, исполнившей на скрипке «Адажио» Ацамаза Макоева (концертмейстер Л. Кирсанова, рук. Л. Кулиева).

Своими стихотворениями, посвящёнными Осетии и Коста Хетагурову, поделилась со слушателями народный поэт республики Ирина Гуржибекова, а напоследок подарила Фатиме Цаллаговой свой экспромт:

Кто сказал, что собор из камня –
Потому не имеет глаз?
Ведь на нас он глядит веками
И предать себя он не даст.
Под волшебной кистью Фатимы,
В этом чудном, заснеженном свете,
Он явился нам на картине,
Чтоб и здесь простоять столетья.