Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Осетинские народные песни» Бориса Галаева

В 2024 году исполняется 135 лет со дня рождения выдающегося осетинского композитора, дирижёра, педагога, фольклориста, организатора оркестров и ансамблей Галаева Бориса (Аслан-Гирея) Александровича (1889 – 1976). Отдел искусств Национальной научной библиотеки Северной Осетии (зав. заслуженный работник культуры РСО-А Фариза Басиева) проводит ряд круглых столов по исследованию его огромного наследия – ведь именно деятельность Б. Галаева определила векторы развития осетинского советского искусства по всем направлениям. Музыкальная драма (1942), музыкальная комедия (1943), музыка к кино (1951, 1958), оркестры народных инструментов (1931) духовой (1919, 1931) симфонический оркестр (1940), хоры, ансамбли песни и танца (1931), в том числе государственный ансамбль «Симд» (ныне имени Б. Галаева), профессиональная композиторская школа (З. Гаглоев, И. Габараев, Д. Хаханов, Хр. Плиев, Ф. Алборов, З. Хабалова), записи народного фольклора (начиная с 1928-29 годов), академический сборник «Осетинские народные песни» (Москва, 1964) с аналитической аннотацией Е. Гиппиуса, - всему положил начало Галаев…

К юбилею композитора в 2019 г. ННБ приняла участие в Международном форуме его имени выпуском биобиблиографического указателя «Борис Галаев – основоположник профессиональной осетинской музыки» (сост. Ф. Басиева). Этот сборник был высоко оценён общественностью республики. В этом юбилейном году ННБ совместно с фондом культуры Аслан-Гирея Галати и музыкальным обществом РСО-А предлагает по каждому из направлений, проложенных композитором, провести круглые столы и отдать тем самым дань памяти поразительному по результативности учёному и композитору. И первой к обсуждению была предложена тема «Сборник «Осетинские народные песни» Бориса Галаева: фундаментальная работа мировой этномузыкологии и сокровище культурного наследия Осетии». В этом году у сборника также юбилейная дата – 60 лет со дня выхода в свет.

Плод 40-летнего труда композитора, этот сборник был сразу по издании в 1964 году прямо из издательства «Музыка» привезён и роздан в качестве подарка от Академии наук СССР - как огромное достижение советской фольклористики - каждому из 57 участников 7-го всемирного конгресса антропологов и этнографов в Москве. К работе над сборником Б. Галаев привлёк своих именитых коллег и больших друзей ещё по учёбе в Петербурге, а затем Ленинграде – Махарбека Туганова и Васо Абаева.

На круглом столе в библиотеке были рассмотрены вопросы вклада осетинского учёного в мировую этномузыкологию и его значения в современном хоровом искусстве Осетии. Руководитель Мужского хора национальной песни Филиала Мариинского театра в РСО-Алания Ольга Джанаева рассказала о том, как Галаев пешком исходил всю Осетию с тяжёлым фонографом на спине, записывая народные песни, которые именно благодаря его бескорыстному, титаническому труду не были утеряны и дошли до потомков, записанные на валиках. О фондах Дома-музея Галати, касающихся наследия Галаева-фольклориста, поведала аудитории директор этого музея Лиана Гаглойтэ: о рукописях с нотировками песен, о многолетней переписке с Российским институтом истории искусств, Е. Гиппиусом, В. Абаевым, СОНИИ, о всевозможных договорах и приказах, а также об оцифровке всех 700 аудиозаписей из наследия Галаева от отдела фонограмм-архива Пушкинского Дома. О выпуске дисков и необходимости подготовки к изданию задуманного ещё Галаевым второго тома осетинских народных песен и наигрышей говорил наследник композитора, учредитель фонда, собиратель и исследователь наследия Б. Галаева Андрей Габараев. Фигурой масштаба периода Эпохи Возрождения назвал Б. Галаева кандидат филологических наук, исследователь традиционной осетинской культуры Тамир Салбиев, обозначивший одну из характерных особенностей осетинского фольклора – его речитативность. Кандидат искусствоведения, член АИС Маргарита Плиева в своём выступлении отметила: произведения в сборнике Б. Галаева не просто собраны вместе, но классифицированы и проанализированы; она уверена, что по этому сборнику нужно издать учебники. А народный поэт Осетии Ирина Гуржибекова рассказала о дружбе, которая связывала её отца Георгия Гуржибекова, руководителя ансамбля «Алан», с Борисом Галаевым и прочитала свои стихотворения «Осетинская песня», «Симд» и «Хонга». От имени музыкантов-фольклористов, этнографов и хормейстеров республики выступила Светлана Хамикоева, поблагодарившая устроителей круглого стола за интересное мероприятие, на котором была представлена развёрнутая книжно-нотная выставка «Хранитель народной музыки Борис Галаев» - здесь можно было приобрести юбилейные альбомы-календари о жизни и творчестве композитора. По ходу мероприятия собравшимся были показаны отрывки из фильмов «Время Бориса Галаева» (реж. Р. Гаспарянц, продюсер Т. Туаева) и «Искусство, рождённое в горах» (реж. Вл. Валишвили) с кадрами кинохроники о композиторе, а также видеодайджест «40 лет титанического труда», зачитаны слова из Приветственного слова Валерия Абисаловича Гергиева ко 2-му изданию книги Б. Галаева «Осетинские народные песни».

Завершился круглый стол в фойе главной библиотеки республики выступлением Мужского хора национальной песни Филиала Мариинского театра РСО-А под руководством Ольги Джанаевой с песнями из книги Бориса Галаева «Осетинские народные песни».

Следующее собрание круглого стола будет посвящено казачьим корням Бориса Галаева, и проведёт его известный краевед, историк и журналист Феликс Киреев. А впереди – ещё цикл мероприятий, задуманных отделом искусств, которые будут знакомить посетителей с различными гранями жизни и творчества Бориса Галаева, с этим ярчайшим примером бескорыстного служения человека науке и искусству во имя процветания своего народа.