Оллана Айларова


Имя этой удивительно талантливой художницы Оллана. Родители выбрали его для дочери в честь самоотверженной, бескорыстной героини оперы «Оллана» выдающегося осетинского композитора Ильи Габараева.  И оно  словно определило творческую судьбу девушки.

Среди работ молодых живописцев нашей республики  ее творчество стоит особняком. Оллана Айларова посвятила себя иконописи, искусству тонкому, кропотливому, серьезному,   овладеть которым очень непросто. С детства ей прививалась любовь к красоте, гармонии, совершенству: ведь родители и сестра Олланы - художники. Неповторимые образы, увлекательные рассказы о живописцах, книги по искусству, альбомы великих творцов окружали девочку с детства. О другой профессии она и не мечтала.

Родители Олланы - Таймураз и Татьяна Айларовы - известные в республике художники. Они были первыми ее учителями и советчиками, первыми, кто заинтересовал девочку иконописным творчеством. Народный художник Осетии Таймураз Айларов учился в свое время в Художественном институте им. Сурикова и был студентом известного искусствоведа, профессора Михаила Алпатова, который изучал творчество Феофана Грека. Увлекательные рассказы отца по истории византийской и русской иконописи завораживали девушку, а церковные росписи  привлекали всегда, казались особенными, таинственными и загадочными. В иконописных образах Оллана замечала то, чего не могла встретить в повседневной жизни.

«В произведениях церковного искусства я видела абсолютную гармонию – совершенство рисунка, живописи и композиции, наполненного самым возвышенным и самым глубоким содержанием… Я поняла, что хочу быть не просто художником, а создавать такое искусство, которое могло бы зрителя приводить к высоким нравственным идеалам», - говорит о себе Оллана Айларова.

Она - талантливый иконописец, выпускница факультета живописи СОГУ, иконописной школы Московской духовной академии Троице-Сергиевой лавры, член Международной ассоциации изобразительных искусств - АИАП ЮНЕСКО, одна из реконструкторов образов аланских святых, автор статей о религиозной живописи, иконографии христианских сюжетов.

Но прежде, чем к этому прийти, Оллане предстояли  долгие годы поисков самой себя. Она работала в «Мире дизайна», выполняя заказы монументальных росписей. В 2003 году художница преподавала изобразительное искусство в детском театре моды «Аланочка» при республиканском Дворце детского творчества и параллельно осваивала технику нетканого гобелена на предприятии «Народные промыслы», создала около десятка работ в этой технике. Но стремление творить что-то возвышенное, неземное победило. Душа художника тянулась к иконописи.

Икона - это богословие в красках. «Икона должна быть как путеводная звезда и являть собой образец духовности и христианской любви», – убеждена Оллана Айларова. Икона — это книга, которая говорит о Боге, о святости, о чистоте, о глубине духовного видения, духовного знания. Её пишут с молитвой и для молитвы, думая о возвышенном и стремясь к нему. Художница считает, что для того, чтобы написать икону, надо подняться над обыденностью, над земной реальностью. «Наши храмы строятся и украшаются не всегда по канонам, а ведь церковное искусство должно быть таким, чтобы оно располагало людей к молитве, помогало человеческой душе открыться навстречу богу», - считает Оллана,  уверенная в том, что главная задача иконописца – создание произведения, перед которым хотелось бы молиться и при одном взгляде на которую душа бы раскрывалась.

«Некоторые полагают, что образ на иконе должен быть строгим, как бы обличающим человеческие грехи и пороки. Но я придерживаюсь убеждения, что иконописный образ должен нести в себе любовь, милосердие и сострадание. Только перед такой иконой открывается сердце, как праведника, так и грешника. Икона должна быть как путеводная звезда и являть собой образец духовности и христианской любви», – говорит она.

«Я пишу в основном для храмов республики. Для себя не хватает времени. Работа над одной иконой занимает очень много времени. Когда иконописец стремится к высокому качеству, иконы могут писаться не один год. Работа над ней требует молитвенного настроя, предельной концентрации и полной самоотдачи. Иначе иконой она не станет, а будет в лучшем случае украшением интерьера», – объясняет художница.

С точки зрения православного богослужения икона имеет то же значение, что и Евангелие, а художник является проводником божественной силы. И все это в Оллане есть, и ко всему этому она пришла сама. Именно поэтому и появились удивительные творения, иконы, трогающие душу своей одухотворенностью, теплотой, неповторимостью.

Перед началом новой росписи Оллана обязательно молится святым иконописцам апостолу Луке, преподобным Андрею Рублеву и Алипию Печерскому, читает тропарь нерукотворному образу Спасителя. «Художники, в том числе иконописцы, как правило, очень эмоциональные люди. Они обостренно воспринимают происходящее вокруг. Поэтому, приходя в мастерскую, первым делом нужно умиротворить и успокоить себя. Молитва помогает настроиться и привести мысли в порядок», – объясняет она.

В  творческом багаже художницы более 20 работ. Еще учась на курсах, она написала икону Василия Великого, которая находится в иконостасе Лондонского собора Успенья Божьей Матери, икону "Сошествие в ад" для храма в Тернополе. Потом появилась житийная икона святого мученика Николая Двала (осетинского святого XII в.) и дипломная работа «Икона мучеников Месукевийских», на которой изображены восемнадцать  аланских святых, принявших смерть за веру в Армении во II веке. Она  находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы в городе Дигора, а икону Блаженной Матроны Московской художница создавала для храма в селении Бирагзанг. Она очень почитаема местными жителями. "Местные жители думают и говорят на осетинском языке, и поэтому было решено написать молитву на осетинском языке, – рассказывает Оллана. – Перевод занял немало времени. Около иконы сегодня висит много драгоценностей. Люди благодарят Матрону за чудеса, которые она совершает по молитве. И меня это очень радует как иконописца".

В Кафедральном соборе Святого Георгия во Владикавказе есть несколько работ Олланы Айларовой. Одна из них – Свято-Крестовская икона Божьей Матери, созданная по наброску художника, который запечатлел видение Божьей Матери во время захвата больницы террористами в Буденновске в июле 1995 года. Чеканный оклад для нее изготовил ювелир Игорь Алехин. По словам Олланы, это единственная иконография Божьей Матери северокавказского происхождения. Также в этом храме находятся иконы "Животворящий Крест с избранными святыми" и апостолов Петра и Павла. Большая икона "Христос благословляет детей" была написана для Аланского подворья в Москве.

Самой значимой своей работой художница считает икону "Крест Голгофы", над которой работала в течение 6 лет. Она установлена в бесланском храме, который построили во дворе школы, захваченной террористами в сентябре 2004 года. На кресте изображён Христос как символ будущего воскресения, а не страдания. Его руки раскрыты, в отличие от классических версий знаменитого сюжета.  Бог как бы хочет обнять человечество, уберечь его от бед. Жертвуя собою, смертью смерть, поправ, он спасает души людей, дарует им жизнь. Над росписями этого храма Оллана работает вместе с Самсоном Марзоевым, профессиональным иконописцем. Его девушка считает своим учителем в осетинской иконографии. С Богом и верой в душе, с полной самоотдачей, сконцентрировав все свои силы, художница сейчас работает над масштабной иконой "Крещение Алании".

Жертвенность, милосердие, стремление через страдания и боль помогать людям есть главная тема иконописных работ Олланы Айларовой.

Молодая художница мечтает развивать традиции осетинской иконописи, которая когда-то существовала в Осетии. Этому она хочет учить и слушателей курсов иконописцев при Владикавказском духовном училище, посвящая их в тайны иконописных творений. «На нас, местных иконописцах, лежит вся ответственность за осетинское церковное искусство. Поэтому мы не можем позволить себе халтурить. Каждая наша работа должна быть произведением. Только так мы можем привлечь к подлинной иконописи интерес людей, давно отвыкших от нее, убедить в ее необходимости", – говорит девушка.

Оллана Айларова – счастливый человек. Она живет с верой,  миром и любовью, святостью в душе. У нее есть любимое дело, есть любимые ученики, с которым она готова делиться своими знаниями.

 Биографическая справка

Айларова  Оллана  Таймуразовна                                 
Родилась 2 сентября 1980 года в г. Орджоникидзе (с 1990 – г. Владикавказ) Северо-Осетинской АССР.
Образование
1997 - отделение изобразительного искусства Республиканского лицея искусств, г. Владикавказ.
2002 - отделение изобразительного искусства факультета искусств Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова (мастерская М. Келехсаева).
2010 - иконописная школа при Московской духовной академии г. Сергиев Посад Московской области.
2015 – член ВТОО «Союз художников России».

Награды и звания

2015 – грамота участника Архиерейской выставки современного храмового искусства «Безмолвная исповедь», г. Владикавказ.
2015 – диплом участника Межрегиональной выставки молодых художников «Южный ветер», г. Владикавказ.
2018 – грамота Союза художников РСО-Алания.

Литература

Художники Осетии : альбом / Союз художников РСО-Алания ; Региональное отделение ВТОО «Союз художников России». – Владикавказ : Веста, 2019. – С. 27-28. – Изображение (неподвижное ; двухмерное).
Алания – образы прошлого : каталог выставки / Международная выставка-конкурс изобразительного искусства, посвященная празднованию 1100-летия Крещения Алании. - Владикавказ : Веста, 2020. – С. 11. – Изображение (неподвижное ; двухмерное).
                                                   ***
Айларова, О. Духовное и земное в религиозной живописи // О. Айларова / Дарьял. – 2000. - № 5.  –  С. 252 – 265 : ил. - Текст непосредственный.                             
Айларова, О. Символический язык иконы Успения Пресвятой Богородицы // О. Айларова  / Православная Осетия. – 2014. - №2(3). – С. 7 – 8 : ил. - Текст непосредственный.
Айларова, О. Иконография Святой Троицы // О. Айларова / Православная Осетия. – 2015. - №2(5). – С. 18-21 : ил. - Текст непосредственный.
Айларова, О. «Южный ветер» для Олланы : [беседа / О. Айларова ;  записала Фатима Дзугкоева] // Православная Осетия. – 2014. – С. 12. - Текст непосредственный.
Айларова. О. Путь к иконе : [беседа / О. Айларова ; записала Алла Гагиева] // Famous. – 2014. – № 10. С. 19-28 : ил. - Текст непосредственный.


«Богородица Свято-Крестовская»



«Святые апостолы Петр и Павел»



«Животворящий Крест с избранными святыми»



«Святые мученики Месукевийские»



«Святая мученица Виктория Никомидийская»



«Святая Троица»



«Святая Блаженная Матрона Московская»



«Святой Николай Двал»



«У иконы «Крест Голгофы»