Магомет Чочиев

Творчество талантливого художника Магомета Чочиева – яркая страница в осетинской живописи. Он оставил будущим потомкам свыше семисот произведений живописи, книжной графики, акварелей. Искусство мастера удивляет безграничными возможностями самовыражения и диапазоном тем для размышления, полифонией цветовой партитуры. Его кисти подвластны все непреходящие категории земного бытия и человеческих чувств. М. Чочиев параллельно занимался киноискусством и живописью. К сожалению, талант Чочиева – художника кино, в осетинском кинематографе оказался невостребованным, а проекты и предложения  не находили понимания. Однако вскоре стал интенсивно работать в области станковой живописи, графики, книжной иллюстрации. Именно в изобразительном искусстве он достиг наибольших успехов и известности.

«Может быть, отчасти связь с  искусством кинематографа повлияла на характер его живописи – декоративность решения большинства работ, насыщенность картинного пространства, различные приёмы перспективного построения холстов. Даже самые спокойные, светлые работы наполнены внутренней энергетикой, сотканной из мерцания мазков, выразительности линий, сложности фактурных приёмов. Работы М. Чочиева при всех своих индивидуальных особенностях обладают единым качеством – сочетанием образной, философской глубины картин с динамично броской, фактурной манерой подачи. Возникают два плана восприятия: первый – внешний, воздействующий сразу на наше  сознание, звучный, многокрасочный, привлекающий приемами, манерой, и, через него второй – углубленный, внутренний. Декоративная в целом, живопись, активная по своим изобразительным законам, является здесь проводником к постижению глубоких и сложных тем и проблем. В этом заключается, возможно, одно из главных качеств своеобразия художественного языка картин  М. Чочиева.

Тематически круг работ представляется достаточно широким – некоторые картины навеяны мотивами аланских преданий, легенд, другие созданы на библейские  сюжеты, есть и портреты-образы… Тема преемственности поколений, глубинных традиций веков образно обозначена в одном из холстов – «И старик закрыл глаза, дабы лучше видеть…» (1978). Художник-монументалист по своему дарованию, М. Чочиев находит здесь тот величаво-суровый образный строй, который отвечает причастности к  вечному…. Словно воплощение вековой мудрости, не угасающей в смене поколений, воспринимаются фигуры сидящего старика и мальчика в окружении скал, деревьев…

В картине «Дуэль» (1990) трагизм поединка кроется не только в динамичных силуэтах всадников, но и в напластованиях фактурных мазков, зловещем мерцании холодного лунного света.

М. Чочиев художник, в целом, монументального масштаба дарования, оставил заметный след и в области станковой графики. В 1974 году вышла книга «Осетинские народные сказки» с иллюстрациями М. Чочиева… Образы, созданные на страницах,  декоративно – яркие, фантастические, будто вспыхивающие,  нашли в дальнейшем новые воплощения в станковых картинах. Так  появились холсты: «Сказка про  мать Олениху» (1976), «Судьба Оленихи» (1987)… и др. – новый поиск грани сказочного и реального… – попытка выразить через колорит и фактурные приемы тему единства человека и природы. Есть ряд работ, где прозвучала чистота и радость восприятия жизни – через обращение к дорогим сердцу художника струнам – любви к родине, ее природе. Таков триптих «Опасная дорога» (1998), «Мое далекое, бедное, счастливое детство» (1983), «Ледопад» (1998).

Особое место в творчестве Чочиева занимает образ творческой личности. Портреты «Художник» (1983), «Поэт» (1983), «Музыкант»(1983) – три отдельные работы составляют единый по стилю и образному звучанию триптих… В работах, частях триптиха «Портрет пожилого пастуха»(1979), «Портрет молодого пастуха» (1979) есть некоторая связь  с фактурными  особенностями   полотен Ван Гога – отголоски живописи постимпрессионизма…. В другой работе «Центавра» (1967) прослеживаются  творчески осмысленные задачи искусства кубистов… Работы Магомета Чочиева демонстрируют масштабность видения и воплощения художественных задач. Это выводит значение творчества Чочиева за пределы узконационального явления».

Людмила Подколзина,
кандидат искусствоведения

 

Биографическая справка

Магомет (Махамат) Григорьевич Чочиев (1933-2005).

Родился 22 марта 1933 года в с. Ортези Южной Осетии.

Учился в Цхинвальском  художественном училище им. М. Туганова.

В 1966 году окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) по специальности художник-постановщик художественных и мультипликационных фильмов. Среди его киноработ фильмы: «Нежность» (1966, «Узбекфильм»), «Влюблённые» (1969, «Узбекфильм»), «Здравствуй, добрый человек» (1975, «Таджикфильм »). В Осетии работал над фильмами «Костры над башнями» (1968), «Прощайте, коза и велосипед» (1971), «Фарн» (1971), «Все сначала!.. (1975), «Буйный Терек» (1981).

В 1992 году Магомет Чочиев стал заслуженным художником Северо-Осетинской АССР.

В 1995 году - удостоен звания «Народный художник Республики Северная Осетия-Алания».

М. Чочиев был членом Союза художников России и Союза кинематографистов, участником многих республиканских, зональных и всероссийских художественных выставок.

Литература

Магомет Чочиев [Изоматериал] = Magomet Chochiev : живопись: графика. – Владикавказ: Проект Пресс, 2011. – 160с. : ил. – Текст парал. рус., англ.

Магомет Чочиев, народный художник Северной Осетии-Алании [Изоматериал] : живопись. – Минеральные Воды : Кавказская здравница, 2004. – 16 с.

Союз художников Северной Осетии : 1939-1989 [Текст]. – Орджоникидзе : [Б. и.], 1989. – 24с.: фото.                                              

Галазов Р. Предвидящий [Текст] // Вечные донкихоты : литературные портреты / Руслан Галазов. – Владикавказ : Ир, 2012. – С. 203-205.

Гудиев Г. Молитва у холста [Текст] // Вершины : очерки / Герман Гудиев. – Владикавказ: Ир, 2003. – С. 90-92.

Царикаев М. Чочиев Магомет Григорьевич (1933-2005) [Текст] // Воспоминания художника : триптих / Маирбек Царикаев. – Владикавказ : Ир, 2011. – С. 112-113.




Раненая амазонка


Одинокий олень


Коста-отрок


И старик закрыл глаза, дабы...


Закат



Свадебное шествие


Пастух


Пастух


Портрет дочери Агунды


Портрет дочери Роксоланы