Оптимизм и любознательность

Николай Носов родился в Киеве в 1908 году. Это то поколение, на долю которого выпало много испытаний: революция, гражданская война, разруха…Ребенком Николай Носов едва не умер от тифа, болела вся семья, дальше были мрачные 1930-е, Великая Отечественная война. Книги Носова начали выходить в послевоенные годы в полуразрушенной стране, но заражали оптимизмом: ребята в его рассказах думали о том, как сварить кашу или устроить домашний инкубатор и вывести цыплят, никогда не сидели на месте, попадали в приключения и переделки — Носов писал о детстве универсальном, вневременном.

А сам он был человеком в хорошем смысле слова советским — теоретики коммунизма мечтали об обществе, состоящем из таких энтузиастов. Множество увлечений, постоянная работа. По образованию Николай Носов был кинематографистом и более 20 лет проработал в кино, снимал научно-популярные фильмы. В 1943 году за самоотверженную работу над фильмом «Планетарные трансмиссии в танках» Николая Носова представили к ордену Красной Звезды.

Работая на киностудии, Носов начал писать для детей. Первый рассказ был опубликован еще в 1938 году. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных», — рассказывал Носов в одном из интервью. Герои его произведений это подтверждают: они вдохновенно рассказывают о всевозможных машинах, механизмах, законах природы – именно для того, чтобы заинтересовать даже самого маленького читателя наукой, техникой и устройством мира, идет ли речь о звездах или автоматах с сиропом.

Мучения школьников и радость собак

За повесть «Витя Малеев в школе и дома», вышедшую в 1951 году, Николай Носов получил Сталинскую премию, а книга прочно вошла в канон школьной литературы. Герои повести Витя Малеев и Костя Шишкин, начав учебный год двоечниками, стараются, превозмогают себя как могут, и умудряются — почти мистическим образом — закончить год на пятерки.

Историк культуры Мария Майофис в статье для «Арзамаса» пишет о скрытой иронии этого произведения Н. Носова, где страдания Вити и Кости принимают библейский размах, не хуже, чем у Раскольникова. Вот, к примеру, какие мучения испытывает Витя Малеев, скрывая от родителей двойку:

«Все спрашивали меня, как я учусь. Я всем говорил - хорошо, и все дарили мне подарки, так что под конец у меня собралась целая куча подарков… И вот я сидел и смотрел на свои подарки, и постепенно у меня на душе сделалось грустно. Меня начала мучить совесть, потому что у меня по арифметике была двойка, а я всем говорил, что учусь хорошо. Я долго думал над этим и в конце концов дал сам себе обещание, что теперь возьмусь учиться как следует и тогда такие случаи уже никогда в жизни больше не будут повторяться.»

Значительно счастливее, чем советские школьники, чувствуют себя заглавные герои другого знаменитого произведения Носова, рассказа «Бобик в гостях у Барбоса»: поскольку они собаки, даже в Советском Союзе от них не требуют классовой сознательности и высокой успеваемости, и они вовсю развлекаются: пляшут, едят пирог на столе и обмазываются киселем.

Книга «Бобик в гостях у Барбоса» с классическими иллюстрациями Евгения Мигунова, Германа Огородникова и Ивана Семёнова выходит в издательстве «Махаон», как и «Витя Малеев в школе и дома», изданный в оформлении еще одного советского художника Виктора Чижикова.

Мир Незнайки

В период с 1953 по 1965 годы Николай Носов пишет три романа-сказки о Незнайке. Так он создает целый мир. И хотя в этом мире живут малыши и малышки, он огромен и по масштабам территории, и по масштабам проблем, информации и знаний, заключенных в трилогии.


С каждой частью ставки повышаются. «Приключения Незнайки и его друзей»(1953-1954) — простая, хотя и очень обаятельная сказка о жителях гармоничного Цветочного города, где растут гигантские овощи и фрукты, а каждый персонаж занят своим делом (художник Тюбик рисует, доктор Пилюлькин лечит, толстяк Пончик… ест). Главный возмутитель спокойствия, вносящий разлад и хаос в жизнь коротышек — конечно, сам Незнайка, обаятельный и непоседливый выдумщик и фантазер с невероятным талантом впутаться в какую-нибудь переделку. Но малыш он не злой, любит друзей и в конце концов всегда оказывается на правильной стороне.

В «Незнайке в Солнечном городе» (1958) главные герои оказываются, говоря взрослым языком, в развитом индустриальном обществе, где работают заводы, швейные фабрики, типографии, ходят автобусы и такси. В Солнечном городе все по-прежнему счастливы, но по сравнению с Цветочным куда более продвинуты технологически, и автор не упускает возможности доступно, но подробно рассказать о производстве книг, одежды, сиропа — чего угодно. Не зря название напоминает о «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы: подобно итальянскому философу XVII века, Носов пишет утопию — сказание о прекрасном обществе будущего, где царит гармония и не бывает плохой погоды.

Отправляясь на Луну в последней части трилогии, вышедшей в 1965 году, Незнайка и его друзья обнаруживают там нечто совершенно противоположное: общество, где не просто есть деньги, а где нет ничего важнее денег. Рабочие там трудятся за гроши, богачи — сколачивают капиталы, пресса продажна и поверхностна, а обманутые люди превращаются в ослов (едва ли не единственный магический элемент во всей книге). Незнайка на Луне уже не веселый беззаботный сорванец, он жертва эксплуатации и несправедливости, которого спасает лишь чудо — и верные товарищи.

Конечно, Николай Носов писал «Незнайку на Луне», ориентируясь на свои представления о капиталистических странах. Коротышки-земляне, с их взаимовыручкой и внутренней свободой, в итоге спасли Луну, в полном соответствии с представлениями о превосходстве социалистического строя над капиталистическим. В реальности, правда, вышло несколько по-иному. Солнечный город никто так и не построил, победили лунные порядки. И в мире, где существуют дутые акционерные общества, демпинг, реклама и прочие атрибуты капитализма, «Незнайка на Луне» постфактум стал восприниматься, как пророчество. Неудивительно, что его до сих пор интересно читать.

«— Тут у вас как-то чудно! — сказал Винтик.— Зачем же вы слушаетесь полицейских и ещё этих... как вы их называете... богачей?
— Попробуй тут не послушайся, когда в их руках всё: и земля, и фабрики, и деньги, и вдобавок оружие!»