Рейтинг@Mail.ru
 
 

Философский клуб

16 февраля в ННБ РСО-А состоялось заседание Философского клуба, на котором рассматривалась роль традиционной культуры и национального языка в перспективах развития Осетии.

Участниками встречи в этот раз стали: Аслан Бязров, Артур Гудиев, Мирослав Марзоев, Ханжери Цагараев, а также представители Росгвардии по РСО-А и другие.

Есть ли у нас перспективы? Есть ли развитие? Существует ли именно та Осетия, в которой роль традиций и языка давали бы возможность этого развития? Вокруг этих вопросов начался живой разговор. И с каждым новым витком обсуждения, все приходили к пониманию того, что частности этой проблемы сливаются в единое целое и рассматривать их нужно в их единстве. Но притягательность процесса философствования, в том и состоит, что на место одних вопросов приходят другие, требующие своего оригинального осмысления. Как отметил в своем выступлении Заурбек Умарович Цораев, традиции могут меняться, но мы можем дать определенное систематическое их представление». По его словам, «традиция это такое понятие, которое относится к культуре, прежде всего, а культура это мир человеческого в человеке, всё что создано умом и руками человека. Вопрос о традиции не возникал в самом традиционном обществе, потому что само это общество было этой традицией пронизано. Традиция – это некий механизм передачи знаний, опыта, экспериментов, практик, которые позволяют обществу функционировать и общество, благодаря своим традициям может развиваться». Да, ретроспективный взгляд на само понятие «традиция» сталкивается с современными реалиями, овеянными драматическими сюжетами. И в связи с этим, Заурбек Умарович напомнил слушателям, что технотронное общество сломило старые наработки ( представления, обычаи, возникающие на протяжении тысячелетий, которые, как некий металлический каркас, регламентировали жизнь народа) и примерно с момента начала буржуазной цивилизации (17в.), мы можем говорить только о некоторых формах, элементах развития традиционализма ( государство, религия, образование, воспитание, этнические формы: свадебные, похоронные, и т.д.). При этом и сама роль языка, как хранителя мудрости, знания, опыта народа утрачивается, а вслед за этим утрачиваются и духовно-нравственные традиции.

Но все-таки, видим ли мы перспективы развития? Речь сейчас не о буквальном видении, а об интеллектуальном. Последнее – результат прорыва мысли сквозь пелену данности, сквозь трафареты и формулы этой данности, сквозь массу комплексов и фобий, внедренных в наше сознание, которые программируют такие привычки и способы бытия, при которых невозможны никакие национально-ориентированные перспективы.

В конце встречи участники высказали некоторые предварительные видения, которые могли бы помочь в нахождении своего национального пути развития, который был бы прекрасным, сильным и мудрым в общей симфонии исторического развития народов России. Эти предваряющие мысли, видения, образы, можно свести к следующим пунктам:

  1. Заняться исследованием нашей истинной этнической истории.
  2. Национальное развитие зависит не только от руководства страны, но и от простых граждан (инициативные группы, объединения, партии, формирующие общественное мнение, влияющие на ключевые решения власти в целях сохранения и развития национального самосознания, научно-технического и культурного обогащения этого развития).
  3. Ценны не только знания, но и процесс их добывания.
  4. Анализировать результативность программ национального развития, использовать Интернет как площадку для выступлений, для влияния на общественные процессы, для достижения поставленных целей и задач.
  5. Культура и язык должны передаваться как пламя, а не как пепел.