Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Территория-64» - выставка-размышление

3 марта в экспозиционном зале Национальной научной библиотеки Северной Осетии прошло торжественное открытие выставки художника из Майкопа (Адыгея) Сергея Филатова под названием «Территория-64».

Представила публике нашего гостя заслуженный деятель искусств РСО-А, искусствовед Зара Газданова: «Сергей Филатов родился в 1955 году в посёлке Сокол Сахалинской области, в 1956 году его семья переехала в Адыгею. В 1982 г. окончил Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова, в 2014 г. – Институт искусств Адыгейского государственного университета. С 1997 года он является членом Союза художников России. Его картины экспонируются на городских, республиканских, зональных и всероссийских выставках, находятся в Картинной галерее Адыгеи, в Национальном музее республики, а также в частных собраниях России и за рубежом.

Сергей Викторович Филатов – «концептуальный художник с элементами постмодернизма, который использует такие художественные приёмы, как аллегория, метафора и замещение». Было время, когда и у нас в Осетии наши мастера кисти – Чочиев, Харебов, А. Гассиев, Ю. Дзантиев – писали в той же манере, что и Филатов, которому, кажется, подвластно всё! Его живопись активна, загадочна, философична, требует от созерцателя вдумчивости и серьёзного анализа. Почему такое название – «Территория-64»? Сам художник объясняет так: когда был задуман этот проект, ему исполнилось 64 года, в шахматах, игре, которую он любит, 64 клетки, и как раз в то время ему был сон – об изменении жизни… Данный выставочный проект представляет жизненное пространство человека наподобие шахматной доски из 64 чередующихся светлых и тёмных клеток. Выводя фигуры-символы с игрового поля в стихию жизни, художник пытается постичь философские взаимосвязи природы человека и игры, мужчины и женщины, чёрного и белого, войны и мира, жизни и смерти, прошлого и будущего. Как известно, шахматы — очень древняя и мудрая игра, которая появилась в Индии приблизительно полторы тысячи лет назад. И если шахматы выдержали такое длительное испытание временем, значит, это далеко не просто игра, и есть в шахматах что-то очень глубокое и притягательное: шахматы не просто развивают логическое мышление, они учат работать над своим эмоциональным состоянием, признавать ошибки, думать наперёд, брать ответственность на себя, общаться невербально, способствуют саморазвитию человека. И, вглядываясь в полотна С. Филатова, мы видим руку сильного, страстного мастера, знатока школы живописи, который пишет рельефно, пастозно, мощно. Благодарим художника Вадима Пухаева за то, что он порекомендовал провести выставку «Территория-64» у нас в республике».

По мнению куратора проекта «Территория-64» Фатимы Сулеймановой, «выражение «жизнь как игра в шахматы» здесь обретает ещё один смысл: шахматные баталии разыгрываются в выставочном пространстве, словно на театральных подмостках. Каждая из работ – это окно в другую вселенную со своим временем, своими особыми законами и собственной загадкой бытия… Шахматы являются одновременно моделью и метафорой нашего порядка вещей, они выражают противоборство двух начал мира, иерархичность… В некоторых работах он [художник] превращает свои прототипы в иронические утверждения, которые не означают пародию или насмешку, а скорее вызывают дискомфорт и являются предупреждением против самоуспокоенности…»

Как всегда, очень тёплым было выступление народного поэта Осетии Ирины Гуржибековой, подарившей «имениннику» свои стихотворения, где были и такие строки: «Художник видит шахматы в горах, а в шахматах, наверно, видит горы».

О том, что художник Сергей Филатов очень гармонирует со своими произведениями, сказал председатель Союза художников РСО-А Таймураз Маргиев. Он отметил, что в такое сложное время, которое мы переживаем сейчас, музы не молчат – и это прекрасно, что продолжают крепнуть дружеские связи с другими регионами России. Т.Г. Маргиев вручил Сергею Филатову Грамоту от СХ РСО-А и художественный альбом с работами осетинских мастеров.

Сам «виновник торжества» искренне поблагодарил руководство Национальной научной библиотеки за прекрасное выставочное пространство, которое появилось в здании 13 лет назад. Он зачитал Приветственное письмо от Председателя Союза художников Адыгеи Е.В. Абакумовой, посоветовал студентам художественных факультетов «не увлекаться натюрмортами, но больше включать фантазию и рисовать картины, приходящие из снов», а организаторам выставки – коллективу библиотеки - подарил свою картину «Сирень».

В Тетради отзывов читаю первые строчки, оставленные зрителями: «Замечательная выставка! Работы заставляют думать о многих вещах. Отличная игра света и тени, игра цветов, фактуры… В каждой картине можно прочитать послание… Где автор увидел кровопролитную битву, обычный человек увидит простую партию в шахматы…»

Каждый из посетителей мог насладиться полотном «Золотая радуга», проливающем свет на «Одуванчики», «Подсолнухи», «Хозяина листопада» и жгуче-красные «Перцы», испытать инфернальный страх перед конечностью бытия каждого из нас возле картины «Рука зовущего», почувствовать всей кожей и даже душой сквозняк, идущий от полотна «Заброшенный храм», вспомнить знаменитое булгаковское «Рукописи не горят!» возле картин «Рукопись» и «Рукопись II»…

… А я вглядываюсь в его полотна: «Жертвы агрессии», «Взвешенная игра», «Из-за кулис», «Восхождение к власти», «Конь», «Корона и колпак», «Маски белой королевы», «Осколки времени», «Партия», «Пауза в игре», «Портреты шахматных фигур», «Столкновение», «Чёрно-белый разлом» - и вспоминаю слова классика Михаила Шолохова в его бессмертном романе-эпопее «Тихий Дон»: «Мы, в сущности, пешки на шахматном поле, а пешки ведь не знают, куда пошлёт их рука игрока»…