Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Проблема сохранения и развития национального
языка и традиционной культуры в Осетии»

18 мая в Национальной научной библиотеке РСО-А состоялось заседание Философского клуба. Тема прошедшей встречи звучала так – «Проблема сохранения и развития национального языка и традиционной культуры в Осетии».

В этот раз своими размышлениями на более чем актуальные вопросы национального самосохранения поделились гости встречи: Багияев Сослан Заурбекович – начальник аналитического обеспечения Министерства РСО-А по национальной политике и внешним связям; Цибирова Алла Каурбековна – начальник отдела информационного и документационного обеспечения вышеуказанного Министерства, а также Таказов Федар Магометович – фольклорист, мифолог, лингвист, доктор филологических наук.

Сослан Заурбекович подробно и обстоятельно представил слушателям разработанный им и его коллективом программу национально-культурного развития осетинского народа.  Причем для реализации этой программы в жизнь требуется, по его словам, слаженная работа всех ветвей власти, ее ведомств и министерств, заинтересованная вовлечённость общественных организаций, и движений. Но самое главное – это необходимость обратной связи между государственной властью, творческой интеллигенцией и непосредственно народом. И вся эта масштабная деятельность, по мнению, Сослана Заурбековича должна быть пронизана стратегической целевой концепцией.

 Таказов Федар Магометович в своем выступлении обратил внимание слушателей на весьма противоречивый характер нынешнего состояния традиционной культуры. И в этой связи, по его мнению, поликультурность внутри осетинской традиции,  явление, при котором смысловые коды и установки не совпадают друг с другом, но при этом на примере схожей исторической ситуации у других народов, взаимная мировоззренческая адаптация вполне возможна.

На протяжении всего мероприятия все участники дискуссии искали ответы на многие вопросы способствующие более полному осмыслению тех путей, которые могли бы приблизить к адекватному решению данной проблемы. Один из таких вопросов – В чем суть востребованности языка? В том ли, что язык является выразителем внутренней жизни человека, символическим коммуникатором его социальных связей, хранителем всей предшествующей культуры?.

Да, технически, язык, как таковой, если смотреть на него с точки зрения прагматики это один аспект проблемы, но если говорить о нем как об экзистенциальной необходимости, самоидентификации своего глубинного «я»  как составной части единого целого уходящего вглубь веков, это уже начало понимания сущностной  востребованности родного языка и родной культуры. При этом надо не забывать, что ничто в мире не имеет вид застывших формул и вечных предписаний. Все зависит от контекста и интерпретаций, любой язык обогащается другими языками и культурами.  Да и сама жизнь народа объективно подвержена таким испытаниям, что не каждый может вынести их и самосохраниться. И дело здесь не только в субъективной воле, но и в таких специфически складывающихся исторических обстоятельствах, независимых от чьей бы то ни было воли, которые определяющим образом влияют на судьбу стран и народов их населяющих.