Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Монолог Актрисы»

…Всё в этом дивном закулисье
Чудесным образом сплелось:
Что было дальним, стало близким,
О чём мечталось, то сбылось.
Разбег от радости до злости,-
О, жизнь, спрессованная в миг!
О, театральные подмостки!
Я ваш бессрочный ученик…

Галина Бестужева

19 мая в зале искусств Национальной научной библиотеки Северной Осетии состоялся бенефис  ведущей актрисы Академического Русского театра им. Е. Вахтангова, народной артистки РСО-А Анжелики Тер-Давидянц.

Представляя «именинницу» вечера публике, заведующая отделом искусств ННБ, заслуженный работник культуры республики Фариза Басиева сказала: «Программа "Монолог актрисы" - повод поразмышлять о творческой судьбе, о знаковых ролях, порадовать зрителей исполнением любимых стихов и романсов. Актриса всегда интересна и неординарна в своих проявлениях: в интонациях, паузах, пластике. Её персонажам сочувствуешь, сопереживаешь, их осуждаешь, с ними споришь. Театр для Анжелики - это жизнь, судьба, родной дом. Наш новый проект даст возможность поклонникам творчества Анжелики познакомиться с ней ближе, узнать о её предпочтениях и вкусах, о сложной, но такой любимой работе на сцене, которой она отдала 40 лет своей жизни…»

Тонкая, летящая, пластичная, звенящая, как струна, умеющая мастерски перевоплощаться в своих героинь, - такой мы знаем и видим её уже много лет, такой мы её любим и приходим снова и снова на те спектакли, в которых она играет главные роли.

В детстве Анжелика без устали посещала всевозможные кружки – музыкальный, хоровой, танцевальный, при этом испытывая самый настоящий стресс от выхода на сцену! Но – выходила, преодолевая внутреннее сопротивление и свой страх. Это – характер, который проявил себя с самого раннего возраста. А собственно в профессию, которая стала её жизнью, она пришла случайно: в Русском театре шёл набор  студентов в студию при ГИТИСе, девушка попробовала – и прошла! С какой теплотой вспоминает Анжелика время обучения в Москве – этот вихрь, в котором столица опьяняла и влюбляла в себя! Сколько неподдельной нежности и безмерного уважения в её воспоминаниях об учителях – педагогах ГИТИСа: Владимире Ивановиче Ненашеве («он был настоящий барин!»), Николае Григорьевиче Дешко («чуткий, трепетный, воплощение интеллигентности!»), Татьяне Ивановне Ярош («мягкая, нежная – незабываемая!») и многих других. Добрыми словами Анжелика вспомнила и старших товарищей: А.Г. Дзугаева, Т. Коцлову, М. Кцоева. Выпускники московского вуза, вернувшиеся в родной Владикавказ, буквально жили в театре с 9 утра и до 11 часов вечера. Самая первая должность Анжелики была суфлёр, позже – помощник режиссёра, то есть она отвечала буквально за всё, что происходило в театре! Но нисколько не страшилась такой ответственности…  Анжелика  истово работала на сцене, вживалась в роли, перевоплощалась в своих героинь – именно так и рождаются настоящие артисты, каковыми стали её однокашники из того набора – ведущие актёры нашего театра З. Колиева, А. Круглова, В. Карпов, остальных же жизнь разбросала по другим городам и профессиям…

- Сильный ли она человек? Анжелика, не задумываясь, ответила: «Да!»
- А почему многие актрисы хотят сыграть Гамлета? – Наверное, потому, что он интересный персонаж – непонятный, медлительный, не вписывающийся в ту эпоху, таящий в себе какую-то загадку…

О своих ролях Анжелика говорит с необыкновенной любовью. В пьесе Н. Квижинадзе «Белый танец для любимой актрисы», который Нико написал для своей сестры-актрисы, А. Тер-Давидянц сыграла так пронзительно - правдиво, наверное, потому, что очень многое пересеклось-переплелось с её собственным мировоззрением, мировосприятием: и трудный путь в искусстве, и срывы, и победы… Репетиции поначалу шли нервно, тяжело, но постепенно складывался рисунок спектакля, - и вот он идёт уже седьмой год на сцене, и люди его прекрасно воспринимают.

Вспомнив спектакль «Реквием забытой балерине», ведущая предоставила слово автору и режиссёру-постановщику этого музыкально-драматического эссе Георгию Тадтаеву из г. Новый Уренгой (Театр «Колизей»). Случайно прочитанная небольшая заметка в газете о первой осетинской балерине Авроре Газдановой  подвигла Георгия взяться за сбор материала о ней для написания будущей пьесы. А актрису, которая бы сыграла Аврору, он уже видел мысленно  - и ею была многоликая, яркая, талантливая, умеющая трудиться до седьмого пота Анжелика Тер-Давидянц, блестяще справившаяся с этой ролью.
Сама Анжелика не просто рассказал об одном их своих сценических экспериментов в роли Майи Плисецкой в спектакле «Майя», но и наглядно продемонстрировала, как это всё происходило: вполне поэтичный и вполне конкретный ритмизованный текст под музыку завораживал, брал в плен зрителя, не оставляя ему шансов на отступление!
Зрители посмотрели несколько видео-отрывков из постановок, в которых участвовала А. Тер-Давидянц, а завершился вечер высокой поэзией: Анжелика исполнила песни на стихи Марины Цветаевой, которые прозвучали в кинофильмах «Жестокий романс» и «О бедном гусаре замолвите слово».
Мне почему-то думается, что те студенты, которым Анжелика Аветисовна преподаёт сценическую речь на театральном отделении факультета искусств СОГУ им. К. Хетагурова, должны быть благодарны судьбе за то, что именно такой педагог волею случая помогает им войти в эту профессию.