Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Весь Жак Превер…»

Я вываливаю груду слов о том, о чём хочу сказать, не собираясь никому навязывать,
как их следует читать, произносить. Пусть каждый делает это, как он хочет - по своему
настроению, со своей интонацией.

Жак Превер

У Жака Превера было множество талантов: он прославился как известный поэт-реформатор, выдающийся драматург, автор сценариев и создатель коллажей. В творчестве Превера была одна уникальная особенность – ему всегда удавалось красиво сочетать высокую поэзию с реализмом. Творчеству этого замечательного человека и был посвящён музыкально-поэтический вечер «Весь Жак Превер», который прошёл в отделе литературы на иностранных языках Национальной научной библиотеки Северной Осетии, где посетителей ожидала книжная выставка по теме и цветные коллажи на мольбертах.

Ведущая мероприятия, заслуженный работник культуры республики Ирма Гиоева рассказала нам о Мастере, чьи стихи, песни, фильмы и коллажи до сих пор не перестают волновать и вызывать восторженный интерес…

По натуре Превер был мечтателем, бродягой и романтиком, а эпоха, в которой ему довелось жить и творить, была насыщена бурными событиями, и Превер ими буквально дышал, в них участвовал. Сразу же после Первой мировой войны настроениями и умами интеллигенции завладело течение сюрреалистов, и Превер был с ними, с провозгласившим сюрреализм Аполлинером. Последовали дружба с Пикассо, Танги, Дали, Эрнстом, Магриттом, Луи Арагоном, Андре Бретоном. В ту же пору он сблизился с коммунистами. Ему удалось обзавестись знакомствами с художником Ивом Танги и будущим издателем Марселем Дюамелем. Политикой он не занимался принципиально, оставаясь по сути своей антимилитаристом, антиклерикалом, ненавистником буржуазии, обывательщины и любой казёнщины. Сальвадор Дали как-то подметил: «Жак воюет с ненавистным ему злом не бомбами, а петардами».

Жак уже в молодости начал писать стихи, которые неоднократно публиковались в парижских журналах, он прославился умением остроумно писать на актуальные социальные темы, высмеивал буржуазию и делал карикатуры на политиков. Его творчеством заинтересовались артисты театральной группы «Октябрь», которые пригласили его создавать тексты для агитационных выступлений. Труппа стала известна и за пределами Франции, актёров приглашали в СССР, где в 1933 году они выступали на бис в переполненных залах…

Превер  создал сюжеты картин «Преступление господина Ланжа», «Забавная драма», «Собор Парижской Богоматери», «Набережная туманов», «Вечерние посетители» и многих других, которые были очень тепло встречены зрителями в кинотеатрах. А его фильм «Дети райка» решением ЮНЕСКО был признан мировым достоянием культуры.

Параллельно он начал писать тексты песен, которые пользовались огромным спросом. Насчитывают более 175 записей песен на стихи Жака Превера, начиная с 20-х и по 70-е годы прошлого века, около 600 певцов исполняли их! Все звёзды эстрады имели в своём репертуаре песни на слова Превера: Катрин Соваж, Ив Монтан, Жюльетта Греко, Марлен Дитрих, Симона Синьоре, Тино Росси, Серж Генсбур. Коронным исполнением в программе Эдит Пиаф были преверовские «Опавшие листья»…  В 1954 г. за те же «Опавшие (мёртвые)  листья» Ив Монтан был награждён «Золотым диском» — по случаю продажи миллионного экземпляра пластинки с песней в его исполнении. Но Роже Вильям побил этот рекорд — его запись разошлась в количестве двух миллионов… Отдельная тема – это сама история создания этой бессмертной композиции: в холодном декабре 1946 года Париж ещё зализывает раны от фашистской оккупации, но культурная жизнь в столице уже кипит. В это время на экраны страны выходит новый фильм режиссёра Марселя Карне "Врата ночи". Фильм ожидал полный коммерческий провал, и о нём никто никогда бы больше не вспоминал, если бы не прозвучавшая в нём песня "Опавшие листья" или буквально "Мёртвые листья". Слова песни принадлежали перу поэта-сюрреалиста Жака Превера, а на музыку их за год до выхода фильма положил эмигрировавший из Венгрии французский композитор еврейского происхождения Жозеф Косма. Если углубляться ещё дальше, то стоит сказать, что эта песня возникла как инструментальная тема для одного из разделов его музыкальной партитуры для балета Ролана Пети "Рандеву". Во "Вратах ночи" её за кадром исполняет главный герой фильма по имени Диего, в роли которого выступил Ив Монтан, чья ослепительная звезда скоро начнёт своё стремительное восхождение на небосклоне мировой эстрады. Но в то время он ещё только делал первые робкие шаги в этом направлении под руководством своей великой наставницы, Эдит Пиаф. Ив, как и многие, отнёсся к песне совершенно несерьёзно. Небрежно спел её под аккомпанемент губной гармошки как бы между делом, да и, судя по всему, тут же напрочь забыл о ней. Но его Учитель по жизни знаменитая Эдит Пиаф с присущим ей безукоризненным вкусом не просто возродила песню из пепла, но и обессмертила её!..

Когда началась Вторая мировая война, Превер укрылся в Ницце. Он продолжал писать стихи, которые в 1946 году были оформлены в виде сборника и выпущены в тираж под названием «Слова». За название своего сборника поэт был жестоко раскритикован. Ныне эта широко известная книжка в 250 страниц издана таким тиражом, о котором не может даже мечтать ни один западный поэт — три миллиона экземпляров! В сборник вошло то, что Превер пописывал, как говорится, для себя, сочинял в разное время, не помышляя о публикации. Это хаотичная, бессистемная мозаика впечатлений, размышлений, наблюдений.

Последовательно вышли сборники «Истории» и «Сказки». Превер сотрудничал с фотографами, художниками и иллюстраторами, которые помогали ему в оформлении. Книги поэта переводились на английский, японский, итальянский и другие языки, строки расходились на цитаты. Но нужно отметить и тот факт, что принимали его поэзию отнюдь не все, и беспощадно-разгромных статей в прессе было не меньше, чем хвалебных. Если Сартр восхищался «смелым реформатором стиха» и «анархистом-мечтателем», то Камю называл его не иначе, как «лирическим клоуном, возомнившим себя Гойей», поскольку Превер был весьма дерзким реформатором свободного стиха верлибра – без рифмы, но с определённым внутренним ритмом и музыкальностью строф. Нет в его стихах и знаков препинания.

Новым увлечением Превера стало создание коллажей, которые были представлены в картинных галереях Парижа и Музее Гримальди – их в «копилке» Превера сохранилось более 1000! В дальнейшем Жак использовал собственные произведения в качестве украшений для сборников стихов. Об этой грани таланта Мастера рассказала собравшимся преподаватель Ардонской детской школы искусств Ламзира Нугзаровна Пухаева.

Жак умер 11 апреля 1977 года, причиной смерти стал рак лёгких. Мультфильм «Король и птица», над которым он работал к моменту ухода из жизни, вышел в 1980 году с посвящением памяти Жака Превера. А знаменитый Сад поэта Жака Превера расположен в Нижней Нормандии, в местечке Сен-Жермен-де Вё к западу от Шербура. С 2004 года он носит почётное звание «Замечательный сад», которое присваивается Министерством культуры Франции самым лучшим садам страны. В этом саду много деревьев и редких кустарников, посаженных его многочисленными друзьями…

Вечер «Весь Жак Превер» украсили выступления наших друзей - учащихся Сунженской средней школы под руководством преподавателя Тамары Сардионовны ТотровойДаны Джиоевой (10 кл.), Миланы Бедоевой (10 кл.), Ангелины Кулумбековой (10 кл.), Фатимы Кочиевой (8 кл.), Регины Тедеевой (8 кл.), Милены Караевой (8 кл.), которые прочитали стихотворения Ж. Превера на французском и русском языках, а Валерия Джиоева (7 кл.) проникновенно исполнила песни на французском и английском языках.

Интересные, красочные электронные презентации «Лучшие исполнители песен на стихи Ж. Превера», «Лучшие фильмы по сценариям Ж. Превера» и «Самые известные коллажи Ж. Превера» подготовила сотрудница отдела Валентина Гаева, а талантливый музыкант Алан Сикорский сумел создать для слушателей атмосферу европейской музыки середины ХХ века, исполнив мелодию песни «Пароль», музыкальную тему из фильма «Игрушка» и известную композицию из репертуара оркестра Поля Мориа «Жаворонок». А народный поэт Осетии Ирина Гуржибекова подарила залу свой экспромт:

Теперь возражать уж никто не сможет –
Превер доказал, и сомнений нет,
Что в каждом поэте живёт художник,
А в каждом художнике скрыт поэт.
Год за годом вертится наша планета,
«Опавших листьев» давно уж нету…
Но тот, кто музыку в них отыскал, -
Остался с нами он на века!