Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Философский клуб»

27 октября в конференц-зале ННБ РСО-А, в рамках проекта «Философский клуб» состоялась встреча неравнодушных читателей, стремящихся поразмышлять на различные социально-экономические, культурные а также политические темы волнующие каждого из нас. В этот вечер тема дискуссии звучала так: «Успех как культ, как принцип жизни».

Одна из сущностей человека явлена в этом мире в его религиозном чувстве. Человек с самых древнейших времен, насколько он сам себя помнит, насколько он сам себя исследовал, всегда выражал свое религиозное чувство в той или иной форме, и не мог этого не делать, потому что религиозность составляла жизнь его духа, а жизнь духа руководит жизнью тела. Когда умирала вера в одних богов, на их смену приходили другие. На смену одним культам, соответственно, другие. И не важно, какие культы это были: культ ли Зевса, Природы, Эволюции, атома, знания, науки, искусства…Все можно обожествить, всему можно придать религиозность, даже если эта религиозность по сути, на словах, будет декларироваться как антирелигиозность.

Религиозность, культовость, святость, это вера в силу и значимость чего-либо для человеческой жизни, для всего мироздания, для всего сущего. И исходя из этих предпосылок, участники прошедшей встречи задались вопросом: «В кого и во что верят те, кто не верит в традиционные, исторически сложившиеся культы, а равно, что или кто определяет сознание тех верующих людей, их повседневную жизнь? Могут ли эти люди верить в успех, как культ, как принцип жизни?

Ведь надо же им во что-то верить?

Без веры жить нельзя. Ведь в конечном итоге, даже человек разуверившись во всех религиях, учениях и мировоззрениях, будет верить в пустоту, в Ничто, в Небытие. Но это все равно будет вера. Для таких людей такая вера тоже будет культом, тоже будет неким принципом отрицания других принципов. И таким образом, успех как некая смысловая абстракция определенным образом формирующая практическую жизнь людей, их мораль и нравственность ( если о таковой можно говорить), можно определить как культ, и как принцип жизни. Вера в то, что ты можешь успеть достичь каких-то целей и исполнить какую-то миссию будет такой же религиозной верой какой охвачены те или иные последователи, тех или иных религий, как теистических так и атеистических. Разница лишь в смысловой нагрузке, в содержании, в принципах. Но в целом, все эти верования носят культовый характер, религиозный.

При смене культов и принципов жизни, меняются все стороны этой жизни, подстраиваясь под новые требования времени. Дары и блага от преданности этим культам и четкому следованию принципам жизни обещают новые жрецы, которые возникают то тут то там, как когда-то возникали пророки и мудрецы. Теперь этих жрецов новая эпоха может представить абсолютно в любом качестве : политики, блогеры, экономисты, психологи, журналисты, режиссеры, кто угодно, лишь бы он мог завладеть общественным сознанием и стать его лидером в продвижении идей успешного материального благополучия. После того как эти нео-жрецы получают власть над умами своих преданных поклонников, они монетизируют свои услуги в тщательнейшем раскрытии принципов не просто жизни, (а уж тем более существования), а успешной жизни. Такие жизненные принципы, с помощью которых только и можно успеть сколотить состояние, успеть получить признание и авторитет, успеть стать сильным и удачливым. Главное успеть. Ведь успех это и есть культ, которому нужно следовать чтобы успеть прожить жизнь наиболее приятно, наиболее счастливо, наиболее удачливо. Это и будет для человека смыслом жизни. И больше ничего не может быть, и никогда не было. Так говорят новые жрецы. Все что было до этого, все был обман, иллюзии или ошибки обусловленные исторической ограниченностью прошлых поколений. И как же не поверить таким взглядам в эпоху цифрового прогресса? Вот же они, земные боги добившиеся успеха, здесь на земле, а не где-то там, на небесах. Они указывают путь по которому надо идти… ведь что такое культ, вера, как не правильный путь проложенный на основе знаний к истине.

И вот мы, любители поразмышлять, и попытались разобрать этот путь; насколько он правилен, насколько эта истина истинна, на сколько эта вера верная. И насколько, в конечном счете успех, как культ, как принцип жизни состоятелен как новая мировоззренческая традиция. И новая ли она?