Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Вокруг Чехова»

Литературно-музыкальную композицию «Вокруг Чехова» представили вниманию читателей отдела художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии студенты театрального отделения Республиканского колледжа культуры.

Ведущие С. Нарткоев и Д. Дзахоева рассказали учащимся 10-11 классов СОШ №2 с. Чермен о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова (17 (29) января 1860 — 2 (15) июля 1904) — русского писателя, прозаика, драматурга, публициста, врача, общественного деятеля в сфере благотворительности, классика мировой литературы, почётного академика Императорской академии наук по разряду изящной словесности (1900—1902), одного из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на сто языков, а пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более ста лет ставятся на сценах многих театров мира. Его рассказы были комической сатирой, указывающей на человеческую глупость и несчастную природу существования. На Сахалине, куда писатель отправился добровольно по велению души, Чехов посетил все тюрьмы и барачные поселения, беседуя с ворами, насильниками и убийцами. Он организовал и первым сделал полную перепись всех жителей Сахалина, опросив лично 10 000 человек. А известным произведением «Остров Сахалин» он привлёк внимание к ужасным условиям в российской исправительной колонии на Сахалине и добился определённых реформ. И – вот такой грустный факт: всю его недолгую жизнь писателя одолевало непреходящее чувство одиночества – у него даже был перстень с гравировкой «Одинокому везде пустыня»… Рассказ ведущих сопровождался врезками из фильма об А.П. Чехове, чтением его стихотворения «Последнее прости» и показом отрывка из пьесы «Чайка», а также инсценировками чеховских рассказов «Ушла» и «Месть женщины» в исполнении студентов Е. Агарковой, Э. Будтует, А. Джиоева, Э. Саркисянц, Ю. Томаева и Э. Туаевой.

А по окончании мероприятия состоялся интересный «разбор полётов» со стороны зрителей, где были отмечены интеллигентность, скромность, простота и аристократизм в подаче материала и в созданных студентами образах и характерах чеховских героев. Обратили внимание на библиотечный антураж, оформление зала афишами и подготовленные к мероприятию книжные выставки с книгами А.П. Чехова. Посоветовали ведущим обратить внимание на сценическую речь и манеру исполнения – рассказ о жизнедеятельности великого писателя не должен быть сухим и бесстрастным, а движения на сцене должны быть более естественными, свободными, раскованными. Главная цель любого мероприятия – побудить аудиторию к действию, в данном случае – постараться заинтересовать старшеклассников жизнедеятельностью писателя, разбудить в них интерес к чтению рассказов и повестей Антона Павловича Чехова, вызвать желание обязательно посмотреть в театре постановки его пьес.

В своих «Литературных заметках» М. Горький писал: «Как стилист Чехов недосягаем, и будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что этот язык создали Пушкин, Тургенев и Чехов…Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, - друг, любящий её, сострадающий ей во всем, и Россия… долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям…», а знаменитый режиссёр Вл. И. Немирович-Данченко в статье «Через 30 лет» отмечал: «Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека…Читая Чехова, становится стыдно позировать. Чехов своим искусством давал нам образцы поведения, он был в числе десяти, двадцати писателей, давших нам русскую литературу на поведение. В наше время героических требований к личности Чехов, яркий представитель нашего русского родного дома, каждому претенденту на героя может служить проверкой: действительно ли ты цвет или пустоцвет».