Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Романтизм в изобразительном творчестве Коста Хетагурова»

В зале искусств Национальной научной библиотеки Северной Осетии для учащихся 6-9 классов СОШ №8 г. Владикавказа и студентов художественного училища заместитель директора Художественного музея им. М. Туганова, искусствовед Людмила Бязрова провела лекторий по теме «Романтизм в изобразительном творчестве Коста Хетагурова», включающий в себя электронную презентацию по теме.

По словам Людмилы Владимировны, «Коста Хетагуров в своей литературе и публицистике – человек осознанных демократических убеждений, но его картины содержат черты позднего романтизма. Это вполне естественно, если рассматривать его произведения, учитывая время, среду, в которой Коста формировался как художник. Романтизм в европейском искусстве I половины XIX века был мощным движением, охватившим почти все страны, важной особенностью которого было то, что в каждой национальной культуре он был отмечен особым характером. Поздний этап этого направления простирается до конца ХIХ века. И Коста не случайно был вовлечён в сферу влияния романтизма: он являлся представителем народа, судьба которого второе столетие подряд была тесно связана с судьбой России, народа, национальное самосознание коего именно в конце ХIХ века вступило в период своего формирования (спустя 50 лет после подобных процессов в русской культуре). Осетинское искусство нового времени начинало свой путь в историю ХХ века, стремясь перешагнуть упущенные рубежи и ступени».

Лектором было отмечено, что серьёзное увлечение Коста рисованием относится к годам его учёбы в Ставропольской мужской классической гимназии (1873-1880), где талантливого юношу поддержал учитель Василий Иванович Смирнов, выпускник Петербургской Академии художеств. Именно Смирнов вдохновил молодого человека и подготовил его к поступлению в Академию в 1881 году. В Академии художеств Коста проучился два года академистом и год вольнослушателем только в гипсовом классе, где рисунок сводился к рисованию античных слепков. Но в сохранившихся рисунках Коста, выполненных после ухода из Академии, мы замечаем влияние его ставропольского педагога В.И. Смирнова. Сходство рисунков Смирнова и Коста — в преобладании наброска, зарисовки. Другая особенность — небольшие по формату альбомные композиции, сохранившиеся в альбоме Анны Поповой.

Зрителям были показаны некоторые работы Коста с подробным разбором манеры их исполнения, с рассказом об изображённых на них современниках художника, с описанием его стиля изображения как пейзажей, так и портретов, и жанровых произведений, и фрагментов росписи Алагирского собора… По словам Л. Бязровой, «Коста, подобно немецким романтикам, выбирал небольшой формат; но масштабы природных объектов — камней, деревьев, гор – создают впечатление монументальных форм и ощущение невозможности их преодоления… Во второй половине ХIХ века у портрета в изобразительном искусстве появился опасный конкурент в виде фотографии, но Коста этой проблемы, кажется, и не замечает, более того, в создании многих портретов: К. Жукаевой, А. Цаликовой, М. Гутиева, Т. Тхостовой — он использует фотоснимок. Фотография для Коста выполняет ту же функцию, что «лицевой подлинник» для иконописца – заимствуя внешний облик у снимка, он заполняет его своим видением героя, своим знанием его характера, создаёт иное психологическое настроение, раскрывает те стороны личности, которые не могут быть доступны оптике, фиксирующей момент». Кстати, портрет любимой девушки Анны Цаликовой Коста написал с её «гимназической карточки». Особое место в наследии Коста принадлежит его «Автопортрету». Интересно сопоставить это изображение с рядом портретов художников-романтиков, чтобы увидеть его особенность или подобие произведениям этого круга, а эмоционально образ Коста близок немецкому и русскому романтическому портрету. В самой любимой своей картине – «Дети-каменщики» - Коста, используя приём романтиков, выводит своих героев на первый план, а фигурка странника, бредущего по дороге, позволяет в страннике видеть самого поэта: Коста, который большую часть жизни провёл вдали от родины, сам себя осознавал скитальцем, не имеющим ни крова, ни семьи. Это - классический пример единства романтического героя и автора романтического произведения.

Картина «Скорбящий ангел» К. Хетагурова как будто напоминает надгробие самому художнику, которого оплакивает ангел с лицом его возлюбленной – Анны Поповой…

Людмила Владимировна обратила внимание аудитории на то, как умело Коста связал искусство Европы и России с родной Осетией, и пригласила всех посетить проходящую в «Тугановском» музее выставку работ Коста Левановича Хетагурова.