Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Праздник как феномен культуры»

22 декабря в ННБ РСО-А состоялось заключительное в этом уходящем году заседание Философского клуба. Тема встречи звучала так: «Праздник как феномен культуры».  Участники поделились своими взглядами  и докладами на эту тему, один из докладов который был озвучен Кулаевым Германом на прошедшем мероприятии предлагается   вашему вниманию.

 Если брать природу человека в связи с нашей темой, то природа его имея двуплановый уровень по разному рефлексирует на праздник как культурную часть его многоаспектной и многообразной жизни.

Первый уровень, или низший – это материально-телесное начало, или может быть следствие чего-то еще. Второй план – это идеально-духовное начало, высшее. Симбиоз этих двух начал, взаимодействие и взаимообусловленность их порождает человеческую природу со всеми ее феноменальными, культурологическими и всякими иными манифестациями.

Празднуя что-либо, человек будучи автономной единицей, или же как часть целой общности обращается, или точнее говоря, погружается  в тот или иной – свой природный, данный ему от рождения, план. Праздник как особое состояние, вполне реальное и вполне естественное, дает существу человека возможность проживать, те или иные бытийные смыслы, дающие ему новые силы для продолжения обычной повседневной жизни.

Праздничная жизнь – это не повседневная жизнь, а жизнь иная, выходящая за рамки предустановленных правил и обычных взглядов на жизнь. Человек как бы вырывается из оков земной или неземной необходимости, в зависимости от сути и содержания того или иного праздника. Двуплановость человеческой природы, его раздвоенность, его внутренняя телесно-духовная борьба разрешается в зависимости от объективных обстоятельств, в праздничные состояния, которые как бы стабилизируют буйство его страстей и безграничность целеполаганий. В процессе празднования, в культивировании тех или иных праздничных символов, образов и значений, происходит становление, моделирование, нового мира, более плодовитого, изобильного, возвышенного, справедливого, нравственно-одухотворенного. Это становление тоже имеет характер двуплановости.

Смотря какой праздник.

Праздник ли это увеселительно-народный, или же религиозный, исторический, государственный. Праздник как часть культуры, историчен, с того самого момента, как человек сознательно выделил себя из природы и субъективировал свою самость  в теперь уже,  для него объективном мире. И поэтому праздники постоянно обновляются содержательно во временной материально-духовной протяженности, ибо праздники устанавливаются и устраиваются сознательно, исходя из реальной исторической действительности. Поэтому рассматривать праздник вне связи с этой действительностью неверно и неистинно. Это, однако, не значит, что праздники не могут протекать вне социально-политических и экономических отношений между людьми, но таковые факты  не могут браться в расчет, если уж мы говорим о празднике как о всеобщем, типическом и целостном культурном феномене.

Вышеупомянутая двуплановость праздничного бытийствования,   хоть и имеет  несопоставимый смысловой посыл, но в своих основаниях это явление целостно и   друг без  друга не в силах существовать, покуда человек есть человек, а не зверь и не бог. Человек и зверь и бог одновременно, если для лучшего понимания его природы уместно использовать данную метафору. Поэтому, когда низшая его природа чувствует недостаток материально-телесной энергетики и довольства, она требует устроения соответствующих праздников, дабы ускорить это материальное блаженство в тех или иных праздничных традициях. Наоборот, если его высшая природа страдает от нехватки духовной энергетики она обретает ее в праздниках других, возвышенно-монументальных, серьезных, духовно-облагораживающих.

Как видим, праздники – это необходимые  условия и гарантии человеческого существования, посредством которых функционирует человеческий дух. Он может быть, в эти моменты, либо наивно-веселым, развязно-вызывающим, иронично-сатирическим, либо торжественно-задумчивым, окрыленно-поэтическим. Все зависит от текущей всемирно-исторической ситуации, либо же от импульсов человеческой физиологии.

Праздновать – значит жить полноценной жизнью, культурной и яркой. Праздники способствуют развитию человека и самопознанию. Отрешаясь от готового, от абсолютно-незыблемого, человек в праздничном настроении соприкасается с теми возможностями не готового бытия, которые постоянно его окружают и сопровождают. В этом вся прелесть и необходимость соучастия в этом целостном праздничном действии, в этом возможно, вырисовывается путь к разгадке этого феномена культуры, который приближает к себе людей различного склада ума и натуры, где никто и никогда не может оставаться равнодушным к призывам своей человеческой природы, покуда в нем теплится воля к жизни.