Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Буквы и кадры»

В зале художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии состоялась премьера нового проекта Георгия Цирихова под названием «Буквы и кадры», в рамках которого прошло обсуждение пьесы Эжена Ионеско «Урок». Сотрудники отдела к мероприятию подготовили книжную выставку с элементами инсталляции, на которой представили произведения автора и книги, рассказывающие о театре парадокса или же театре абсурда.

Георгий ведёт курс лекций в СОГУ по теме «История кино» - о связи кино с литературой. А ещё он - режиссёр-постановщик пьесы «Урок» в полюбившемся нашей владикавказской молодёжи театре «ШКиТ». Камерный театр или Школа кино и театра ("ШКиТ") (директор Урузмаг Засеев) – это особое культурное пространство в нашем городе, хорошо знакомое многим театралам. В небольшом зале можно увидеть не только спектакли, но и посетить киноклуб, где по пятницам в камерной обстановке можно посмотреть интересное европейское кино, а потом обсудить увиденное за чашечкой чая. Помимо этого в «ШКиТе» учат осетинским танцам всех желающих, несмотря на возраст. Ещё одним достоянием «ШКиТа» является мужской хор: здесь по понедельникам и четвергам собираются мужчины и поют.

Теперь новой площадкой для обсуждения произведений разных авторов стал отдел художественной литературы ННБ. Коротко рассказав биографию писателя Э. Ионеско, Георгий остановился на таком понятии, как театр абсурда или анти-театр. Драма абсурда - это тип современной драмы, в основе которого лежит идея тотального отчуждения человека в мире и социуме. Абсурдисты нападают на буржуазный мир, мир комфорта, атрибутов европейского благополучия, так как внятно осознают, что фашизация общества как раз и порождена чувством безудержного комфорта. Более того, важной оказывается мысль о том, что зло содержится в самом строе европейской культуры, в чувстве превосходства её представителей над другими членами человеческого сообщества, в их неоколониальном мышлении, в их имперскости. Театр абсурда, как правило, разрушает веру в психологический театр, в психологические мотивировки, в обоснованность, мотивированность поведения персонажей, где распадается связь между словом и поступком. Это уже фактически сюрреализм, и мир, изображаемый в пьесах, не подлежит исправлению. Он и комичен, и страшен одновременно. Ионеско называл свои произведения «комическими драмами» и «фарсами». Он был уверен в том, что мир, который за каких-то два десятка лет забыл все ужасы одной войны и погрузился в хаос следующей, невозможно воспринимать всерьёз, допуская наличие в нём созидательных начал, подчиняющихся логике.

На первый взгляд в пьесе Ионеско поднимается проблема образования, отношений старших с младшими, «отцов» и «детей», учителя и ученика. Но потом на первый план выходит проблема морального насилия над учеником и невозможность учителем принять какие-либо новшества от ученика. Однако глубинный смысл пьесы состоит как раз в показе зрителям через образ главного героя – учителя – возрождение неонацизма с его философией превосходства над другими и вытекающей отсюда моралью: «Мне всё можно. Я и есть Бог».

Читатели вместе с автором проекта Георгием Цириховым и актрисой «ШКиТ» Орнелой Бясовой подробно разобрали образы персонажей пьесы «Урок», посмотрели тизер (видеоафишу) этой постановки в данном театре, а также фрагменты балета «Урок» в Большом театре, где главную роль сыграл Николай Цискаридзе (проект «Короли танца», 2007 год).

Разговор получился интересным, эмоциональным, злободневным. И вслед за Эженом Ионеско мы тоже можем повторить: «Я не перестаю поражаться всему тому, что нас окружает. Мне кажется, что люди существуют в бессмысленном мире. Как мы сюда попали? Почему на Земле больше зла, чем добра? Вот на этот вопрос, который я задаю себе всю жизнь, я так и не смог найти ответа».