Рейтинг@Mail.ru
 
 

Прометей Эсхила – в пространстве «LITRA!»

Очередное собрание любителей словесности прошло в зале художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии и было посвящено разбору трагедии Эсхила «Прометей прикованный».

Ведущая мероприятия Диана Эпхошвили погрузила слушателей в театральную жизнь Древней Греции, рассказав о том, что пьеса выдающегося древнегреческого драматурга Эсхила «Прометей прикованный» — одна из самых известных античных трагедий, созданная в 5 веке до н. э.  Она заняла достойное место среди шедевров мировой литературы и оказала влияние на поэзию и драматургию последующих эпох. За похищение огня Гефест приковывает Прометея по велению Зевса к скале под надзором Власти и Силы. Узника посещают Океаниды, их отец Океан, царевна Ио (возлюбленная Зевса), в своих скитаниях по свету случайно попавшая к скале. Прометей рассказывает им, что он сделал для людей, выкрав огонь у богов, проклинает Зевса и пророчествует. Само это произведение поражает краткостью и незначительным содержанием хоровых партий (лишает трагедию традиционного для Эсхила ораторного жанра), помимо этого автор вводит в пьесу 2-го актёра, что тоже было новшеством.

Образ главного героя Прометея впоследствии стал нарицательным, к нему обращались и им вдохновлялись такие великие деятели мировой культуры, как Гёте, Шиллер, Байрон, Максим Горький, Карл Маркс и многие другие. «Прометей прикованный» — единственная дошедшая до нас в полном виде часть тетралогии великого древнегреческого драматурга, куда входили также «Прометей-огненосец», «Освобожденный Прометей» и произведение, название которого не сохранилось. Восставший титан Прометей, пойдя против воли Зевса, обучил человека добывать и использовать огонь. Также его ученики смогли приручить животных, освоить моря, отыскать подземные дары и сокровища, изучить медицину, узнать искусства… Кроме того, он надоумил их начать писать и считать. Так он поколебал власть богов и очень рассердил громовержца, который хотел видеть своих подданных в первобытном состоянии и вечном страхе перед владыкой. Прометей  знает, что за помощь, оказанную людям, его ждут жестокие наказания от богов, но, тем не менее, всё равно делает добро для человечества  и остаётся верным своему слову до самой смерти: когда тиран Зевс низвергает его под землю, тот умирает непокорённым, «несломленным».

Читатели смогли провести параллель с мучениями Христа: Христос стал Сыном Божьим, Спасителем, только перешагнув через мучения и смерть; то же самое мы увидели и в образе Прометея, буквально «обретающего» божественность через лишения. Был затронут вопрос об ответственности и выборе — т.е. нашей свободе. Прометей решает вопрос свободы и выбора однозначно — идя до конца, пускай и обрекая себя на муки и фактическую смерть.

На философском уровне противостояние между героями можно определить как общечеловеческий конфликт между «старым» и «новым». Прометей олицетворяет борьбу за стремление вперёд, а Зевс — рутинёрство, застой, который противостоит прогрессу. Прометей — это образ революционера своего времени, бунтаря, способного низвергнуть тиранию, пусть и ценой собственной жизни. Его жертва не пропала даром, он внёс свою лепту в развитие человечества, то есть вдохновил угнетённых на борьбу с угнетателем. Эсхил убеждает зрителя в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией. 

Этот миф отражает переходный период в сознании людей. Титаны олицетворяли силы природы — величественные, могущественные и бездушные. А боги уже похожи на самих людей, имеют свои характеры, совершают иногда неблаговидные поступки. Это период переосмысления человеком своего места в этом мире. То есть Эсхил размышляет о месте человека в божественной иерархии, отражает в своём произведении «Прометей прикованный» титанические сдвиги в тогдашнем обществе на пути к рабовладельческому строю.

Следующее собрание клуба «LITRA!» состоится 4 марта в 16 ч. и будет посвящено обсуждению романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».