Рейтинг@Mail.ru
 
 

«LITRA!» и … принц датский

Гамлет находится в союзе с будущим, с новейшей эпохой; это - пытливый, гордый ум, и
со своими возвышенными, строгими идеалами он стоит одиноко среди обстановки
испорченности или ничтожества... У него непроницаемый характер и постоянно
меняющаяся физиономия гениальности.

Г. Брандес. Шекспир, его жизнь и произведения

В зале художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии состоялось собрание любителей чтения и книг в рамках литературоведческого клуба «LITRA!», на котором ведущая Диана Эпхошвили вместе со слушателями обсудили образ главного героя бессмертной трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет», а также феномен самого автора, споры о котором не затихают уже несколько столетий. А сотрудники отдела подготовили две книжные выставки по теме встречи.

Наследие Шекспира составляют несколько поэм, поэтический сборник, состоящий из 154 сонетов, и огромное множество трагедий, комедий и хроник. Эти произведения создают образ автора как человека не просто гениального, но и всесторонне образованного, прекрасно ориентирующегося в самых разных вопросах — от юридических до философских. Во многом по этой причине до сих пор часто встречается мнение, что их создателем мог быть только аристократ, получивший блестящее университетское образование, а посему на роль «подлинного» автора произведений, «приписываемых» Шекспиру, было предложено более 80 кандидатов, и наиболее популярные среди них — философ Фрэнсис Бэкон, 17-й граф Оксфорд Эдуард де Вер и драматург Кристофер Марло.

Трагедия «Гамлет» была написана, вероятнее всего, на рубеже 1600 и 1601 годов. Это первая в череде так называемых великих трагедий драматурга, к которым относят также пьесы «Отелло», «Король Лир» и «Макбет».

«Гамлет» — одно из величайших произведений мировой драматургии. Его главный герой — наследный принц, сын короля Дании, отравленного собственным братом Клавдием. Убив отца Гамлета и своего же брата,  Клавдий взял в жёны его мать — супругу убитого короля — и взошёл на датский престол. Эта трагедия заставляет уже несколько поколений задуматься над своим предназначением, смыслом жизни и проблемами общества.

Слушатели вместе с ведущей мероприятия совершили небольшой экскурс в историю Великобритании и вспомнили о том, что на рубеже XVI и XVII веков Англия переживала глубокий духовный кризис. Бурные политические события подрывали идеалы эпохи Возрождения — веру в благую природу человека, в его способность менять мир к лучшему благодаря разуму и творческому началу, которыми его наделил Бог.

В основу сюжета трагедии «Гамлет» легла тема жажды мщения и рассуждения о вечных ценностях. Главные вопросы, стоящие в пьесе: достоин ли человек счастья, возможно ли полностью избавиться от зла и в чем заключён смысл жизни. Философская суть произведения состоит в конфликте между высоконравственной личностью и фальшивым обществом, где процветает ложь, обман, предательство и лицемерие. Во времена Гамлета в основу драматургических произведений ложились ранее созданные произведения. Так, в основу этой трагедии Шекспира легла легенда Саксона Грамматика, написанная ещё в седьмом веке. Но Шекспир не просто передал историю от первоисточника, а сместил внимание зрителя с кровавой борьбы за власть на духовные ценности человека. Однако стоит сказать, что современники Шекспира всё равно видели в трагедии лишь кровожадное убийство, не обращая никакого внимания на духовные поиски и переживания главного героя.

Гамлет видит своё предназначение в том, чтобы восстановить попранный в королевстве порядок, но – парадокс! -  на протяжении большей части пьесы он ровным счётом ничего не делает, чтобы осуществить задуманное. Вопрос о том, почему размышления главного героя так редко приводят к действию, — главная загадка пьесы. Воля Гамлета парализована интеллектом? Или, может быть, стремление отомстить за убийство отца сталкивается в его сознании с христианским мировоззрением, исключающим месть как способ восстановить справедливость? Так, Гамлет, не будучи в состоянии убить стоящего на молитве короля, сооружает довольно искусственное рассуждение по поводу того, что такое убийство было бы не наказанием, а наградой, ибо душа раскаявшегося Клавдия прямиком отправилась бы в рай, и  тем самым месть не была бы доведена до конца. Нет, по мысли Гамлета, Клавдия нужно застигнуть на прелюбодеянии или каком-то коварстве, чтобы тем вернее отправить в ад…

Читатели обсудили характеристику, данную Львом Толстым образу главного героя произведения: «…  так как признаётся, что гениальный Шекспир не может написать ничего плохого, то учёные люди все силы своего ума направляют на то, чтобы найти необычайные красоты в том, что составляет очевидный, режущий глаза, в особенности резко выразившийся в Гамлете, недостаток, состоящий в том, что у главного лица нет никакого характера. И вот глубокомысленные критики объявляют, что в этой драме в лице Гамлета выражен необыкновенно сильно совершенно новый и глубокий характер, состоящий именно в том, что у лица этого нет характера и что в этом-то отсутствии характера и состоит гениальность создания глубокомысленного характера. Правда, некоторые из критиков иногда робко высказывают мысль о том, что есть что-то странное в этом лице, что Гамлет есть неразъяснимая загадка, но никто не решается сказать того, что царь голый, что ясно как день, что Шекспир не сумел, да и не хотел придать никакого характера Гамлету и не понимал даже, что это нужно».

Вспомнили о том, что в 1946 году Борис Пастернак, несколькими годами ранее создавший свой перевод шекспировской пьесы, пишет стихотворение «Гамлет», где образ главного героя трагедии оказывается неразрывно связан с образом Христа. Это стихотворение вошло в постановку Театра на Таганке, где роль Гамлета играл Владимир Высоцкий: он исполняет под гитару песню на стихи Пастернака. 

А следующее собрание клуба «LITRA!» будет посвящено произведению М.Ю. Лермонтова «Демон».