Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Поиск смысла жизни как фундаментальный порыв человеческого духа»

3 марта в ННБ РСО-А состоялось заседание Философского клуба. В этот раз участники дискуссии рассуждали о поиске смысла жизни как фундаментальном порыве человеческого духа.

В чем особенность этой темы? В том, что речь идет о человеческом духе. Не о животном, природном, растительном, божественном или каким-то еще, а именно о человеческом. И наш человеческий дух, занимая свое место в иерархии мироздания, длящегося во времени, постоянно находится в поиске смысла жизни. Происходит ли этот поиск  осознанно или бессознательно не имеет значения, потому что сознание или его предтеча – бессознательное, есть не область духа, а область природного начала, в данном случае, мозга. Дух – это не мозг, как компьютер – это не человек. И мозг – как биологический компьютер никогда не ищет смысла жизни, впрочем, как физический компьютер – тоже не ищет смысла жизни. У этих двух компьютеров другие функциональные задачи.

Поиск смысла жизни – это надкомпьютерная миссия, даже не задача и не цель, а именно миссия, человеческого духа. Эта миссия главенствует в созидательной деятельности человека, в то время как другие аспекты его деятельности имеют потребительский характер, такой же потребительский характер, как и у остальных частей единой природы, но со своей спецификой.

Созидать смыслы возможно только при абсолютной свободе, в коей и находится абсолютный дух человеческий, а когда этот смысл сформирован, сформулирован, он как идея вкладывается в биологический компьютер – головной мозг, и там уже эта идея трансформируется в программу, которой руководствуется человек в своей непосредственной жизнедеятельности. То есть, природная часть человека, как и вся остальная природа, не созидает, а только потребляет созданное созидающим духом, (вторичные продукты материальной культуры), для самовоспроизведения, для вечного возвращения того же самого. Поэтому несозидающая природа не свободна, она вечно находится в тисках своей предопределенности, законов, программ, циклов и процессов. А вот созидающий дух поэтому и свободен, что ничем из перечисленного не предопределен, ибо поиск его смыслов для жизни нисходит на него из мира идей, из тех пластов иерархии духовного, доступ к которому открыт не каждому.

Цельность человеческого бытия в том и заключается, чтобы открытые духом смыслы, получали по иерархической лестнице дальнейшее функциональное развитие. И причем в этом развитии могут быть подключаемы все элементы материального мира – потребители смыслов.

Но, что именно приводит человеческий дух к поиску этих смыслов?

Его фундаментальный порыв.

Дух, как абсолютная свобода, находится в диалектическом единстве с несвободной природой, призван поставлять этой природе то, чего у неё никогда не было и не могло быть, но без которого она умрет и превратится в Ничто. Кто-то скажет, что призвание - это уже несвобода, но, если вслушаться в это знаковое слово, то мы вычленим из него еще одно слов – «звать». Дух зовет посредством смыслов организованные природные порядки к выполнению тех или иных целей и задач, согласно с теми или иными методологиями. Но чтобы идти в идеальное в условиях материального, нужно пролагать пути, а этим уже занимается естественный интеллект, используя на данном этапе развития, искусственный. Таким образом, совершается высвобождение человеческого духа из природной несвободы.

Выше шла речь о потреблении «вторичных продуктов материальной культуры». Да, их потребляет природа. А как же быть с самими смыслами? Кто их потребляет в качестве идейного материала для синтеза и воспроизводства новых идей? Их потребляет не эта природная несвобода, а жаждущий этих смыслов все тот же самый дух, но который находится в рассеченном, распавшемся состоянии и по признаку подобия стремится к цельности, воссоединению. Так же, как материя стремится к самовоспроизведению за счет вторичных результатов созидающего духа, так же и сам дух за счет природы стремится к своей цельности и единству. В этом и заключается призвание нашедшего смыслы человеческого духа. Этот дуализм имеет глубоко сакральный, религиозный смысл, заданный уже духом божественным.

Человек никогда, на самом деле, не покорял природу, он всегда стремился покорить идеальное, даже в самые худшие свои времена, когда он идеализировал природу в ущерб и в пику идеальному. Природа чужда идеалам, она пребывает в иных мирах, но сила духа человеческого подчиняет ее своим смыслам, целям и задачам.

Подчинять не значит покорять. Покорять можно только прекрасное и возвышенное – беспредельно далекий мир идеальных смыслов, к коим и стремится человеческий дух в своем фундаментальном порыве.