Рейтинг@Mail.ru
 
 

А.Н. Островский «Психология самодуров и их жертв»

15 апреля в литературном клубе «LITRA!» состоялась встреча, посвящённая юбилею А.Н.Островского. Участники мероприятия обратились к творчеству драматурга чтобы проанализировать психологию «самодуров» и «жертв» «тёмного царства» (на примере пьес «Картина семейного счастья», «Свои люди - сочтёмся», «Не в свои сани не садись», «Гроза»).

В начале встречи участники обратились к философии «тёмного царства», выяснили природу тех отношений, которые господствуют в нем: «Единственное убеждение - не иметь никаких нравственных убеждений». Был проанализирован образ самодура в своём становлении от Пузатова до Кабанихи, выделены типологические особенности: самодурство не признает никаких законов кроме собственного произвола; самодур считает вправе себя нарушить, когда ему нужно, те правила, которые им самим признаны и на основании которых он судит других; внутреннюю сторону своих преступлений самодуры не видят; самодурство и образование - вещи сами по себе противоположные, поэтому самодуры обычно делают образование слугой своей прихоти. Знания в «темном царстве» ограничиваются очень тесным кругом, работы для мысли - почти никакой; все идет машинально раз  и навсегда заведённым порядком. От этого совершенно понятно, что дети здесь никогда не вырастают, а остаются детьми до тех пор, пока механически не передвинутся на место отца или матери. Новый самодур бывает хуже, опасней и долговечней, потому что он хитрее прежнего и научен его горьким опытом.

Что касается «жертв», то под влиянием самодурных отношений развивается плутовство и пронырливость, глохнут все гуманные стремления даже хорошей натуры, развивается эгоизм. Отсутствие живого нравственного развития, неимение опоры внутри себя и самодурский гнет извне - вот причины безнравственности женщин и мужчин, так называемых «жертв». Такие люди, как, например Тихон из «Грозы» - обычно безвредные, хотя они вредны как и самодуры, потому что они выступают их потакателями и помощниками., укрепляя их тиранию. Причины, удерживающие людей от противодействия самодурству - чувство законности и необходимость в материальном обеспечении.

Участники клуба заключили, что главное достоинство Островского - правдивость его изображений. Созданные им пьесы обладали не только художественной целостностью, но и были очень разнообразны по проблематике и в жанровом отношении. Он неоднократно писал о том, что именно драматическое искусство - самое доступное непросвещённой публике.  Драматург приходит к пониманию быта как бытию, как  к первостепенной форме существования человека и общества. Характерные сюжеты пьес Островского - борьба за кусок хлеба, за свой угол, мечты и доле, приискание невест, хлопоты о новой косыночке - для Островского это не житийные дрязги, а естественные стремления человека.

В конце встречи было обращено внимание на то, что отсутствие у драматурга классического героя, героя - идеолога, героя-резонера бросается в глаза.