Рейтинг@Mail.ru
 
 

Эмиль Золя «Жерминаль»

1 апреля в литературном клубе «LITRA!» прошла встреча, посвящённая роману Эмиля Золя «Жерминаль», на которой участники обсудили поэтику произведения. В нем автор обращается к проблеме, которая, по его мнению, "станет наиболее важной в XX веке" - "борьбе труда и капитала". Сюжетную основу романа составляет история стачки на угольной шахте.

В начале мероприятия внимание было уделено методу, в котором творил писатель: были даны определения позитивизму и натурализму, названы их особенности.
Основные черты натурализма:

1)Натуралистичность - откровенное, подробное описание ранее запретных, жестоких, отвратительных, низменных или интимных сторон жизни.
Эту черту унаследовали от натуралистов многие писатели 20 века, и именно в 20 веке она достигла своего предела, когда уже нет абсолютно никаких запретов для писателей.
2) Представление о литературе как о научном исследовании жизни.
3) Биологизм – объяснение всех социальных и духовных явлений, прежде всего черт характера человека, биологическими, физиологическими причинами.

Натуралисты считали человека главным образом биологическим существом, животным, организмом. Человек уже рождается с определённым набором черт, способностей и недостатков, которые обуславливают его жизнь. Также натуралисты ярко и убедительно показали, как действительно сильно в людях животное биологическое начало.

Далее клуб обратился к системе образов романа.

У главного героя «Жерминаль», как вспомнили участники, Этьена - наследственность пьяницы. И этот пьяница становится вожаком. Условия жизни и труда в шахте стремительно ухудшаются, и рабочие объявляют забастовку. Лидером забастовщиков становится Этьен. 
Среди шахтеров писатель выделяет наиболее яркие и типичные образы, которые дают конкретное представление о всех рабочих поселка Воре. Особенно удачно, реалистически убедительно показана честная, трудолюбивая и дружная семья Маэ, из поколения в поколение отдающая свои силы для обогащения хозяев шахты. Нищету семьи Маэ Золя не пытается объяснить порочностью ее членов, как это было в какой-то мере в «Западне»; Напротив, как бы ни старались трудиться трезвые и трудолюбивые Маэ, им не избегнуть нищеты в силу законов капиталистического общества.

Маэ не в состоянии заработать кусок хлеба своим детям. Поистине трагична сцена, когда отец семейства узнает о новом снижении заработка: «Угрюмое лицо углекопа, закаленное подземной работой, отразило отчаяние, крупные слезы выступили на глазах, падая горячими каплями. Он повалился настол и заплакал; как ребенок...».

Золя показывает, как Маэ и его жена, замкнувшиеся, подобно другим, в «горьком сознании безвыходного круга», убежденные, что «ничего не выиграют, если будут идти наперекор начальству», постепенно начинают поддаваться «духу мятежа», охватившему поселок. И чем медленнее они приходят к осознанию необходимости борьбы, тем тверже ведут себя во время забастовки. Поверив в идею справедливости, Маэ готовы идти на любую жертву, чтобы добиться победы в забастовке.

В конце встречи участники обратились к определению «экспериментальный роман», который выдвигал в своих теоретических трудах Золя. По литературной теории Золя в искусстве эксперимент возможен так же, как в опытных естественных науках. Такой художник состоит из наблюдателя и экспериментатора; после того как наблюдатель даст факты, установит исходную точку и определит почву, на которой будет происходить действие.

В конце встречи был сделан следующий вывод: Золя как художник слова находится в преддверии XX века. В своих произведениях он не только поставил важнейшие социально-политические вопросы современности, но и угадал проблемы завтрашнего дня. Благодаря его усилиям расширились горизонты литературы: предметом поэтического изображения стали шахты, заводы, магазины, человеческий труд и др.