Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Встреча с А.Н. Островским в библиотеке»

Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для
сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого
положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы,
русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр».
Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».

И.А. Гончаров

В рамках Декады книг А.Н. Островского, приуроченной к 200-летию драматурга,  в Национальной научной библиотеке Северной Осетии состоялось знакомство учащихся МБОУ СОШ №46 им. И.М. Дзусова , студентов Владикавказского института управления  и первокурсников колледжа экономических и международных связей (рук. Дзапарова-Мамиева Джульетта Георгиевна) с биографией и творчеством всемирно известного писателя. Для ребят была проведена блиц-экскурсия по главному Храму книги республики, они прослушали интересный обзор развёрнутой книжно-иллюстративной выставки «Театр А.Н. Островского» и «А.Н. Островский на владикавказской сцене» в отделе искусств ННБ, который для них провела главный библиотекарь отдела, заслуженный работник культуры республики  Галина Прищепа. С нескрываемым интересом юные  гости библиотеки осмотрели книжные сокровища в отделе редкой книги им. В.Г. Шредерс, с которыми их познакомила Альбина Кабулова, познакомились с книжной выставкой об Островском, не преминули воспользоваться возможностью прикоснуться к самой маленькой книге из коллекции книжных миниатюр и удивиться огромному фолианту весом в 30 килограммов, хранящемуся в фонде. А заведующая отделом художественной литературы, заслуженный работник культуры РСО-А Марина Татарская постаралась увлечь слушателей рассказом о жизнедеятельности выдающегося русского драматурга и обзором большой книжной выставки «А.Н. Островский. Традиции и новаторство: портрет на фоне времени», на которой было представлено более 80 экземпляров книг, в том числе и из отделов краеведения и литературы на иностранных языках.  Ребятам был показан научно-популярный фильм литературоведа, исследователя творчества писателя Владимира Лакшина «А.Н. Островский».

Александр Николаевич Островский – великий драматург XIX века и один из создателей современного русского театра. Его пьесы известны всему миру и регулярно ставятся на подмостках. С самого детства чтение было главным увлечением Островского: этому способствовала большая библиотека, которая была в их доме. После окончания гимназии Островский, следуя желанию отца, поступил на юридический факультет. Но на третьем курсе будущий драматург бросил учёбу, завалив экзамен по римскому праву. Юноша уже грезил театром – он посещал спектакли в Петровском, ходил в Большой и в Малый театры – и вполне серьёзно собирался связать свою жизнь с театральным делом. Но его отец, узнав о решении сына, заставил его работать в Московском совестном суде, который внушал отвращение юноше. Для Александра это стало тяжёлой повинностью, но в будущем дало немало материала для творчества: впоследствии Островский использовал образы знакомых судей и просителей, встреченных им в суде, в своих произведениях.

Писать Островский начал очень рано, ещё в гимназии. Это была лирическая поэзия, а позже – переводы романсов, в том числе Генриха Гейне. С начала 40-х годов он начал пробовать свои силы в прозе. Задумал ряд зарисовок из купеческого быта под общим названием «Очерки Замоскворечья». 

Александр Николаевич был полиглотом и сам занимался переводом своих пьес. Он владел семью языками: помимо обязательных для образованного человека XIX века французского, латыни и древнегреческого, Островский говорил на испанском, итальянском, английском и немецком. Сохранились его переводы шедевров мировой литературы К. Гольдони, Н. Макиавелли, М. Сервантеса и У. Шекспира.

Сначала Островский публиковал свои произведения в журнале «Москвитянин», который издавал М.П. Погодин. Но с течением времени Александр Николаевич начинает всё теснее сотрудничать с редакцией «Современника», особенно с Н.А. Некрасовым. После закрытия «Современника» почти все свои пьесы он публикует в журнале «Отечественные записки».

Слава пришла к писателю при публикации произведения «Свои люди - сочтёмся», но вышла пьеса в свет не сразу, так как сначала была запрещена цензурой с формулировкой «за оскорбление купеческого сословия». Непросто складывались отношения драматурга и с актёрским составом: постоянные интриги и ссоры становились спутниками практически каждой репетиции, а некоторые актёры и вовсе уходили с репетиций, громко хлопнув дверью. В своих пьесах драматург описывал жизнь такой, какая как она есть, но именно это и сделало его новатором в русском театре середины XIX века. Театральную сцену тогда, до прихода Островского, заполняли в основном переводы и переделки западноевропейских пьес, водевили с флиртом, фарсовыми сценками, мелодрамы…

Сорок лет трудился Александр Островский и оказал огромное влияние на целую эпоху русского театра. За всю жизнь драматург создал 54 пьесы, лучшими из них стали «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые», «Бедность не порок», «Доходное место», «Лес», «Волки и овцы»  и другие пьесы. В 1863 году его награждают Уваровской премией. В этом же году он становится членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Стоит обязательно упомянуть о появлении в 1874 году Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, где Островский был председателем. Своими нововведениями он добился улучшения жизни актёров театра. Он - один из руководителей Артистического кружка, в котором росли будущие таланты, а с  1885 года Островский уже возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы. Именно он стал создателем русской театральной школы, последователями которой были Станиславский и Булгаков.

Произведения Александра Островского неоднократно экранизировались, всего было снято более сорока фильмов по его пьесам, что указывает на востребованность творчества писателя и драматурга в современном мире.

Участники кружка театрального искусства «Мельпомена» из СОШ №46 им. И.М. Дзусова (рук. преподаватель-словесник Ирина Ирбековна Дзугаева) приняли активное участие в акции «Читаем вслух А.Н. Островского»: монолог Людмилы из пьесы «Поздняя любовь» выразительно прочитала Арина Кан, монолог Ларисы из «Бесприданницы» озвучила Роксолана Бицоева, а монолог Липочки из пьесы «Свои люди – сочтёмся» прочла Милана Абаева. Сотрудница отдела художественной литературы Седа Геворгян провела со зрителями несколько упражнений для начинающих актёров и предложила ребятам поучаствовать в импровизированной озвучке фильма на примерах из пьес Островского, она же рассказала, как обычно проходят читки пьес в театрах и как, собственно, происходит само чудо рождения нового спектакля.

А напоследок все желающие смогли запечатлеть себя на общей фотографии.