Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Академический час»

«Между «есть бог» и «нет бога» лежит целое громадное
поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец»
А.П.Чехов

Традиция проведения Академического часа в стенах Национальной научной библиотеки РСО-Алания продолжена сотрудниками библиотеки и студентами факультета русской филологии СОГУ им.К.Л.Хетагурова, пригласившими желающих 19 сентября в Отдел художественной литературы на открытую лекцию в рамках изучаемого магистрантами курса «Православие и русская литература». Усилиями работников отдела была подготовлена тематическая книжная выставка, - незаменимое подспорье в изучении обозначенной литературоведческой проблемы.

В лекции Бесоловой Ф.К. была рассмотрена история русской литературы как явления культуры, упрочившегося в русле христианского мировидения. Отмечены преемственность древнерусской литературы и светской литературы Нового времени: стремление к учительству; мотив юродства как свидетельство сил народных, ищущих света и правды; переполненность живым чувством в соединении с христианской моралью.

Обозначены точки зрения мыслителей серебряного века о духовном отчуждении между «рационалистическим атеизмом» русской интеллигенции и народом, - «космополитизме пустоты», - по выражению С.Булгакова (тема, мучившая Ф.М.Достоевского); о противоречии мировоззрения русского интеллигента второй половины XIX в. и «религиозных запросов души». Отмечена солидарность С.Булгакова и В.Розанова в осмыслении религиозности как верований, укорененных в народном сознании («в быте и нравах народных сам Господь-Бог почил»).

Приведено для размышлений утверждение А.С.Глинки-Волжского, что традиционно-религиозные начала в отечественной словесности являются доминирующими, а вместе с тем присутствующими лишь подспудно: «Нет явного христианства, но есть скрытое, ушедшее в глубину сознания; нет христианства, но могущественна его тень, которая реет над всей историей русской литературы до XIX в. включительно».

Несомненно, принятие христианства стало основным фактором становления и развития древнерусской литературы, - продолжила лектор. С развитием личностного начала и сосредоточенность на идеологии христианства меняется, приобретает разные формы. Теперь художественность имеет не только проповеднический и просветительский характер: возникает задача познания внутреннего мира человека, законов душевной жизни.

Невозможно обнаружить идентичный путь к Богу у русских писателей. В готовом виде идею православия не принимает никто – каждым движут свои цели и задачи, у каждого свой первоначальный импульс, у каждого своя схватка с гордыней и пр. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Толстой, А.П.Чехов и мн. др. ведут свой диалог с христианской теорией и практикой, с обрядностью православия.

У них разные «болевые точки», «уровень доверия», степень «откровенности-прикровенности» при осмыслении существования Бога.

Кроме того, существует аспект художественного творчества: каким образом картина мира автора существует в произведении; совпадает ли идея художника с реакцией читателя; помогает или «мешает» восприятию тенденция (открытая мораль); обязательно ли прямое высказывание? В качестве примеров приведены произведения Л.Толстого («Хозяин и работник», «Отец Сергий») и А.Чехова («Святою ночью», «Мужики», «Студент», «Архиерей») и посвященная данным проблемам статья Игнатия Потапенко 1897 г. «О критиках и мужиках».

Отметив религиозный ренессанс рубежа XIX-XX вв., происходивший на фоне секуляризации общества (от софийности и экуменизма Владимира Соловьева до философии всеединства Павла Флоренского и т.д.), живую пульсацию православной темы в прошедшем столетии, лектор закончила утверждением о свежести первой сегодня, в XXI веке.

Разговор о конфликте веры и безверия, о поиске христианского нравственного идеала как важном этапе становления личности главного героя в русской литературе будет продолжен в диалоге с наследием Федора Михайловича Достоевского.