Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Философский клуб»

29 сентября в конференц-зале ННБ РСО-А состоялось заседание участников Философского клуба. Участниками обсуждались вопросы связанные с Осетинской Нартиадой, а именно символы, образы и смыслы заключенные в текстах нашего эпоса, запись которых началась осетинскими подвижниками с середины 19 и начала 20 вв. в различных районах Осетии при непосредственном общении с хранителями древних преданий.

Любой народ жив до тех пор, пока живет своим языком и своей культурой. Язык и культура – одно целое. Как без языка не может быть культуры, так и без культуры не может быть языка. Язык вбирает в себя все духовные ориентиры, направляющие человека на всем его жизненном пути, от его рождения до самой смерти. Эти ориентиры и есть культура.

Осетинский Нартский Эпос, Нартские Сказания, Нартское Слово…Исток и начало жизни осетинского народа. Когда началась эта жизнь? Что она из себя представляла вначале? На эти вопросы, каждый из участников беседы отвечал по своему, так, как он понимал прошлое запечатленное в текстах Героического Нартского Эпоса.

Текст запечатлел и вобрал в себя воедино разрозненные отрывки из устного народного творчества осетин. Но разве может вместить печатное слово то, что волнует каждого из нас, когда каждый из нас обращается к своему национальному «я»? Текст может лишь дать некие общие картины, намекнуть, направить, поспособствовать соприкосновению к тем далеким далям, в коих зажегся огонь осетинской национальной жизни.

Прошлое, настоящее, будущее – суть одно. Одна судьба, одна линия, одна ответственность. И многие выступающие, в этой связи, отмечали, что об этом говорит каждое предложение, каждый смысловой сюжетный посыл Осетинской Нартиады. Значение разумной жизни, передача от небожителей нартам различных технологий облегчающих их земную жизнь, молитвы, заговоры, общие собрания (Ныхас) обряды, связь с потусторонним миром…Все это и составляет живую, культурную жизнь народа вне зависимости от времен и эпох. Если это будет забыто, народ потеряет свои духовные ориентиры и растворится как материалистическая пыль в беспамятстве Ничто. Память должна быть сохранена, чтобы прогресс во всех отношениях сопутствовал народной жизни. Об этом говорится тоже, если читать подтекст Нартского эпоса. Быть благодарным тем силам, кто помогает этому прогрессу, кто облегчает земную жизнь людей – тоже один из мотив нашего эпоса.

Ведь до сих пор наши традиции несут в себе живой дух нартских преданий, несмотря на все трудности и препятствия. Похоронные и свадебные обряды, различные национальные праздники – всё овеяно Божественной силой Нартского Эпоса. И не только словом, посылом, назиданием, но и кровным родством. Кровное  родство, как мне представляется, является наиважнейшим, определяющим фактором связующим культурную жизнь народа с его основанием, если можно так сказать, с родителями, то есть, с небожителями, с высшими духами, которые стоят между Богом и людьми в иерархии мироздания.

Всему свое место.

Всему свое предназначение.

И не зря ведь осетины следовали во всем порядку, зная, что везде существует порядок и иерархия. Эти знания они получили свыше.

И не потому ли, каждый сармат, скиф, алан или осетин, с радостью, с достоинством и благоговением следовал этому порядку, и в военных походах, и в тиши мирной жизни. Да, жить в согласии и в гармонии с миром, значит жить по правде, жить по справедливости.

Как уже мною указывалось, вне зависимости от времен и эпох, сила и значимость сохранения традиций и обычаев заложенных в Осетинском Нартском Эпосе для дня сегодняшнего, для осетин не преходяща, актуальна и важна, как никогда, наверно. Почему наш народ сохранился? Только потому, что предки наши чтили свой язык и соблюдали традиции. Только поэтому. Веришь этому или не веришь, но это есть, и тот, кто вдумчив, это естество вещей и смыслов чувствует интуитивно и да будут в помощь этим людям и научные обоснования, направленные на сохранение и развитие  нашей богатой культуры и языка, являющегося  духовным ключом к пониманию  этой культуры, к правильному толкованию  во многом еще таинственных и зашифрованных текстов Осетинской Нартиады.