М.А. Булгаков на Кавказе:
как так получилось, и как это было? (в цитатах)

«Во Владикавказе я попал в положение “ни взад ни вперёд”»…

 

Неспроста наш журнал назван «Записки на манжетах»: в 1919 году Михаил Афанасьевич Булгаков попал на Кавказ и недолго, до 1921 года, прожил во Владикавказе. Эти годы прошли, словно страшный сон для Булгакова… Но именно здесь начался его литературный путь.
Знаете ли вы, как будущий писатель попал в наш город? Чем он занимался – нужно же было на что-то жить? Каким его запомнили владикавказские современники? И что, в конце концов, Михаил Афанасьевич создал здесь?
Обратимся к различным источникам, литературоведческим статьям, документальной повести, письмам самого Булгакова, и попробуем ответить на основные вопросы о владикавказском периоде жизни и творчества писателя в этом дайджесте.

N.B. В конце каждого отрывка в квадратных скобках даётся ссылка источник (номер, под которым он значится в списке использованной литературы в конце статьи, и страница).


  1. Как Михаил Афанасьевич Булгаков оказался на Кавказе?
  2.  Варвара Михайловна Булгакова – мать писателя«Легко можно вообразить себе горькие сожаления матери о судьбе двух младших сыновей, несомненно, многократно усилившиеся после того, как в течение нескольких месяцев выяснился решительный неуспех той армии, в ряды которой они вступили и канули в безвестность. [Николай и Константин, младшие братья Михаила Афанасьевича, в 1919 году вступили в ряды Добровольческой армии и были направлены на Кавказ. В Пятигорске Константин служил в отделе снабжения боеприпасами и техническими средствами в штабе Терского казачьего войска, а Николай попал в пятигорский госпиталь, заболев сыпным тифом.] Это <…> обусловило замысел рассказа 1922 года “Красная корона”, где одна из сцен, во всяком случае, кажется насыщенной биографическими мотивами.
    “Старуха мать сказала мне:
    – Я долго не проживу. Я вижу – безумие. Ты старший, и я знаю, что ты любишь его. Верни Колю. Верни. Ты старший.
    Я молчал.
    Тогда она вложила в свои слова всю жажду и всю её боль.
    – Найди его. Ты притворяешься, что так нужно. Но я знаю тебя. Ты умный и давно уже понимаешь, что всё это – безумие. Приведи его.
    Я не выдержал и сказал, пряча глаза:
    – Хорошо”» [7:118].

     

  3. Где жил писатель?
  4. «Во Владикавказе прожили недолго – Булгакова послали в Грозный. <…>
    “Потом жили в Беслане – не доезжая Владикавказа. Всё время жили в поезде – в теплушке или купе. Знакомых там не было. Вообще там ничего не было кроме арбузов. Мы целыми днями ели арбузы… Потом вернулись во Владикавказ – в тот же госпиталь, откуда его посылали. Жили сначала у каких-то армян – одну комнату занимали…”» [7:118-119].

    «я живу в скверной комнате на Слепцовской улице д. № 9, кв. 2. Жил в хорошей, имел письменный стол, теперь не имею и пишу при керосиновой ламе.
    Как одет, что ем… не стоит писать…» [1: 13].

     
    Именно здесь, по адресу ул. Маяковского 9 (бывш. Слепцовская), кв. 2 жил писатель



  5. Чем приходилось заниматься?
  6. «Владикавказскому ревкому очень нужны люди. Михаил Булгаков – на бледном после болезни лице [Михаил Афанасьевич заболел тифом] его лихорадочной и весёлой жаждой деятельности горят глаза – получает назначение в подотдел искусств. Заведующим литературной секцией. “Лито”» [8: 59].

    «На афише не назван город. Но это Владикавказ: “Второй советский театр “Гигант”… Был во Владикавказе и “Второй” , и именно в помещении бывшего кинотеатра “Гигант”, его пытались превратить в оперны театр, но вот, оказывается, зал использовали и под литературные вечера.
    Выступают и местные, и приезжие литераторы – Рюрик Ивнев, Юрий Слёзкин, Константин Гатуев” <…> И Михаил Булгаков выступает дважды – с докладом-статьёй “Литературные итоги” и отдельно с информацией по искусству» [8: 65-66].

    «Во Владикавказе возникает Народная драматическая студия (М. Булгаков читает в ней лекции). Затем – в 1921 году – открывается Народный художественный институт с театральным факультетом. В газете “Коммунист” сообщение: “15 мая состоится торжественное заседание по случаю открытия института. Порядок дня:… выступление декана народного отделения М.А. Булгакова”» [8: 73].

    «Булгакову предложили отличную должность – декана театрального факультета. Он согласился. В апреле, а затем повторно в начале мая провели вступительные экзамены. На театральный факультет отобрали 57 студентов. Занятия начались 10 мая. Преподавали А.М. Августов, Л.Г. Башкина, П.Н. Поль, А.Р. Гюнтер, М.А. Булгаков и др.» [2: 118-119.].

    «Служебные обязанности Михаила Афанасьевича заключались в организации литературных вечеров, концертов, спектаклей, диспутов, где он выступал со вступительным словом перед началом представления. <…>
    Чтобы заработать на пропитание, Булгаков стал писать пьесы. Кроме названных Слёзкиным “Самообороны” и “Братьев Турбиных”, были ещё “Глиняные женихи”, “Сыновья муллы” и “Парижские коммунары”. Все эти пьесы, написанные второпях и по “революционному заказу”, Булгаков впоследствии в письмах родным заслуженно именовал “хламом” и рукописи сжёг. <…> За пьесы, если они ставились на сцене одной из местных театральных трупп, русской, осетинской или ингушской, деньги платили, хотя и не очень большие, а по случаю премьеры “Братьев Турбиных”, по воспоминаниям Татьяны Николаевны, был устроен банкет.
    В мае 1921 года во Владикавказе открылся Горский народный художественный институт, куда Булгаков был приглашён деканом театрального факультета. Однако тогда же, в мае, произошло ужесточение коммунистической власти в городе (14-го Владикавказ был объявлен на военном положении). К тому времени ни Слёзкин, ни Булгаков уже не работали в подотделе искусств, где последний с конца мая 1920 года возглавлял уже не литературную, а театральную секцию» [6: 142-144].

    «Помню, около года назад я писал тебе, что я начал печататься в газетах. Фельетоны мои шли во многих кавказских газетах. Это лето я всё время выступал с эстрад с рассказами и лекциями. Потом на сцене пошли мои пьесы. Сначала одноактная юмореска “Самооборона”, затем написанная наспех, чёрт знает как, 4-х актная драма “Братья Турбины”. Бог мой, чего я ещё не делал: читал и читаю лекции по истории литературы (в Университет[ете] народа и драмат[ургической] студии), читаю вступительные слова и проч., проч.» [1: 11].


    Городской театр. Сейчас – Академический Русский Театр им. Евгения Вахтангова

  7. Что было написано во Владикавказе?
  8. «Чем был занят он поздней осенью и зимой 1919/1920 – помимо врачебных обязанностей?
    Татьяна Николаевна вспоминала: “Когда я приехала во Владикавказ, он мне сказал: “Я печатаюсь””. <…>
    Это был газетный фельетон “Грядущие перспективы”, опубликованный 26 ноября 1919 года под инициалами “М.Б.” <…>
    Статья подводила итоги пережитого автором за истёкшие два с половиной года и была окрашена мрачными ожиданиями» [7: 119-120].

    «Вслед за “Братьями Турбиными” Михаил Булгаков написал комедию “Глиняные женихи” (писал сестре: “Комиссия, слушавшая её, хохотала в продолжение всех трёх актов”). Потом – в начале 1921 года – трёхактную пьесу “Парижские коммунары”» [8: 69].

    «“Самооборона”. “Братья Турбины”. “Глиняные женихи”. “Парижские коммунары”… Но была ещё одна, пятая владикавказская пьеса Михаила Булгакова – пьеса очень своеобразной судьбы и единственная из ранних пьес писателя дошедшая до нас в целости и сохранности. Называлась она “Сыновья муллы”» [8: 72].

     

  9. Что и где было поставлено?
  10. «В то владикавказское лето Булгаков пишет свои первые пьесы и в его жизнь впервые по-настоящему близко – профессионально – входит в театр. <…>
    6 и 8 июня 1920 года, через месяц с небольшим после открытия “Первого советского театра”, была показана одноактная комедия Михаила Булгакова “Самооборона”. <…>
    Осенью 1920 года на сцене “Первого советского театра” была поставлена четырёхактная драма Михаила Булгакова “Братья Турбины”.
    Был огромный успех. Пьеса шла с “треском успеха”, по выражению Булгакова, не меньше четырёх раз» [8: 63].

    «…В конце мая 1921 года Михаил Булгаков уехал из Владикавказа.
    А “Сыновья муллы” продолжали жить своей собственной жизнью. Ингушская труппа несколько раз показала пьесу во Владикавказе, потом повезла её в Грозный. Зрители бурно аплодировали и от возбуждения даже стреляли в потолок» [8: 77].

     
    Афиши постановок М. Булгакова

  11. Каким его видел и запомнил Владикавказ?
  12. «… На вид ему было лет около тридцати. Русые волосы расчёсаны на прямой пробор. Большие светло-серые глаза выражали напряжённую сосредоточенность. Одет автор был более чем скромно: поношенная блуза защитного цвета, потёртые старые туфли и брюки неопределённого цвета с тщательно заглаженными складами во всю длину штанин.
    Во Владикавказе его хорошо знали. Он часто выступал с лекциями о литературе и музыке, открывал концерты вступительными словами о композиторах, вёл занятия в драматической студии и народном университете. В минувшем сезоне театр поставил его весёлый водевиль “Самооборона”, затем большую четырёхактную драму ”Братья Турбины”, совсем недавно зрители тепло встретили героическую трагедию ”Парижские коммунары”… Теперь – “Сыновья муллы”…» [2: 4-5].

    «Молодым критикам Булгаков казался маститым и очень солидным – ему двадцать девять лет. Его старенький серый костюм аккуратнейше отутюжен. Это привычка, и это вызов. Волосы тщательно расчёсаны на пробор. Он сдержан и подчёркнуто интеллигентен. Только светлые глаза насмешливы и непримиримы. Он настораживает, как будет настораживать всегда. Он возбуждает в людях желание яростно спорить, и это качество останется у него на всю жизнь – и в характере, и в сочинениях». [8: 62-63].


    Михаил Булгаков и Татьяна Лаппа (первая жена писателя)

    «Закончив хождения по мукам на Кавказе, Булгаков спешил в Киев, а оттуда в Москву, чтобы начать жить по-новому» [2: 129].


  13. Что советуем почитать?

Михаил Булгаков и славянская культура. М.: Совпадение, 2017. 384 с. https://inslav.ru/publication/mihail-bulgakov-i-slavyanskaya-kultura-m-2017


Опарин Д.А. Большая Садовая, 10. История московского дома, рассказанная его жителями. М.: Кучково поле, 2018. 320 с.

Смолин Г. Булгаков на пороге вечности. Мистико-эзотерическое расследование загадочной гибели Михаила Булгакова. СПб.: Алетейя, 2017. 394 с. https://www.litmir.me/bd/?b=621038


Использованная литература:

  1. Булгаков М. Дневник. Письма. 1914–1940. – М.: Современный писатель, 1997.
  2. Гиреев Д.А. М. Булгаков на берегах Терека: Документальная повесть. – Орджоникидзе: Ир, 1980.
  3. М.А. Булгаков – драматург и художественная культура его времени. – М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988.
  4. Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. – М.: Искусство, 1989.
  5. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. – М.: Локид; Миф, 2000.
  6. Соколов Б. Три жизни Михаила Булгакова. – М.: Эллис Лак, 1997.
  7. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. –М.: Книга, 1988.
  8. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. – М.: Советский писатель, 1983.


Алиса Дурново, главный библиограф ОЧЗ