Они воспевали Кавказ… (Архип Куинджи)

Немного найдется известных художников, о ком так скудны биографические сведения, как об Архипе Ивановиче Куинджи. Писать он не любил, переписки ни с кем он не вёл. 
Впервые на Кавказ Куинджи попадает в 1888 году по приглашению Н.А. Ярошенко, с которым в то время был очень дружен.
Гордое величие и грандиозность Кавказа находят в лице Куинджи своего поклонника. Сияние снежных вершин, окрашенных загадочным светом, монументальность горных кряжей, весомых и тяжёлых, противопоставляются мелочной суете жизни.
Может быть, благодаря Куинджи его ученик Рерих стал воспринимать горы как живое дыхание сил природы, может быть, Куинджи направил его на спокойное философское созерцание величия гор и дал первый импульс к осознанию суетности человеческого бытия рядом с грандиозностью мироздания, к любованию непостижимой красотой безмерно глубокого неба. А Кавказским горам Рерих уделял особое внимание в своём литературном наследии.
«Первая же поездка на Кавказ Куинджи отмечена встречей с поразительным эффектом, как бы предзнаменовавшим последующую красочность кавказских пейзажей. В Бермамуте Куинджи с Ярошенко посчастливилось увидеть редчайшее явление в горах – Брокенский призрак. На поверхности радужно окрашенного облака они заметили отражение своих увеличенных фигур».
Могущество гор, дикая стихия, неподвластная человеку, возвращали художника на Кавказ не один год. В течение лета он совершает иногда несколько поездок в поисках новых мотивов, впечатлений. Однако точно установить время всех его путешествий на Кавказ пока не удалось. Длительная работа в мастерской, большое количество эскизов, подготавливающих появление картины, создавали иллюзию многократности пребывания в местах, где он делал этюды.
Возможно, поездки Куинджи на Кавказ не так часты, как это кажется по множеству начатых и неоконченных работ. Известно, что он выезжал к Эльбрусу, предпринял путешествие через Владикавказ по Дарьяльскому ущелью между 1890-1895 годами, а затем несколько позже – к высочайшей кавказской вершине Казбеку.

Последний раз художник побывал на Кавказе в 1909 году, когда 18 мая впервые по Военно-Грузинской дороге открылось автомобильное движение. Путешествие совершалось на 12-местных пассажирских автобусах I класса. Билет приобретался в гостинице «Гранд-отель».

Куинджи проникся своеобразием природы Кавказа, оставившей яркий след не только в его сознании, но и в творчестве этого времени: «Казбек», «Казбек. Горный пейзаж», «Горы (Дарьяльское ущелье)», «Горы», «Пейзаж с всадником», «Горный пейзаж», «Снежные вершины гор. Кавказ (Солнечный день)», «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь».

Людмила Тандуева, главный библиограф отдела краеведения