Андеграунд в СССР

Когда речь заходит об искусстве СССР, возникают привычные ассоциации: соцреализм, строгая цензура, отсутствие свободы творчества. Но помимо официального искусства, было и андеграундное, недоступное массовому зрителю по идеологическим причинам. Под этим направлением понимали произведения, которые не подходили под критерии общепринятого социального реализма, призванного изображать счастливую действительность Советского Союза.

В серии публикаций «Андеграунд в СССР», мы вспомним любимые рок-группы и подготовим для вас плейлисты с их треками, которые можно будет прослушать на стриминговом сервисе Yandex Music. А поможет нам в этом – книга Артемия Троицкого «Рок-музыка в СССР».

Троицкий считается первым пропагандистом рока в Советском Союзе, став главным идейным вдохновителем новой культуры или, точнее сказать, контркультуры. Он искал таланты, организовывал концерты, записывал музыкантов на студии. Без него не получили бы широкую известность Виктор Цой, Борис Гребенщиков. Он тот, кто первым стал писать о «другой» зарубежной музыке: The Beatles, Deep Purple и др.

«Август» – рок-группа, играющая в стиле хард-н-хеви. Пионер хэви-металлического бума на профессио- нальной рок-сцене. «Август» организован весной 1982 клавишником и композитором Олегом Гусевым в составе: Геннадий Ширшаков (гитара), Александр Титов (бас), Рафик Кашапов (вокал), Евгений Губерман (ударные).

Гусев родился в Омске в семье музыкантов. Получил солидну музыкальную подготовку, а в середине 70-х переехал в Ленинград, где поступил в Музыкальное училище им. Мусоргского и вскоре сделал имя, выступая с самодеятельными группами «Россияне», «Солнце», «Апрель» и демонстрируя виртуозную технику и несомненный дар аранжировщика. После окончания училища Гусев перешел на профессиональную сцену, но поначалу оставался на вторых ролях. Уже в августе 1982 «Август» начал выступать от Кемеровской филармонии, а осенью показал первую программу, близкую по стилистике к позднему арт-року: квазиклассические интонации клавишных, развернутые инструментальные соло, пышные аранжировки, опирающиеся на безукоризненную ритм-секцию (Титов ранее играл в «Землянах», Губерман – в «Мании», «Зароке», «Аквариуме» и джаз-оркестре Д. Голощекина). К началу 1983 появился новый вокалист – Андрей Степанов (ранее – «Поющие Сердца», «Веселые Ребята»). Группа интенсивно гастролировала, снималась на телевидении. Негативное отношение к року со стороны Министерства культуры в середине 80-х повлекло за собой творческое затишье «Августа».

«Август» некоторое время мыкался по филармониям и в какой-то момент даже потерял название, выступая как «Группа Олега Гусева» (в то же время в некоторых городах давал концерты «двойник» – фальшивый «Август»). В 1986 группа вернула прежнее название и обратилась к новому для себя направлению хэви-метал. Состав «Августа» тем временем стабилизировался: Гусев, Ширшаков, Лемберский, Колесник и ударник Андрей Круглов (ранее – «Земляне»). В сентябре 1988 Колесника сменил вокалист самодеятельной хэви-группы «Нокаут» Константин Шустарев, а в мае 1989 появился новый гитарист Юрий Глотов (ранее – «Форвард»). Осенью того же года «Август» полностью сменил состав: Юрий Стиханов (гитара), Юрий Медведчиков (бас), Аркадий Аладьин (ударные). Предыдущая формация «Августа» работает под названием «Товарищи».


Плейлист «Август»

Так кто же основоположник русского рока? Может быть, Булгаков? Он первый написал «Роковые яйца», наверное, все помнят профессора Рокка. Может быть, Воланд? Не случайно же с высоких трибун рок называют сатанинской музыкой и ведут его генеалогию от Дьявола. Да и есть ли он, русский рок? Не заакадемился ли он? Не застекленела ли в телеэкранах нота протеста? И не гибнет ли, лишаясь запрета? На все эти вопросы вы найдете ответы в серии публикаций «Андеграунд в СССР».

Людмила Тандуева