Краткость – сестра таланта?
Михаил Булгаков
Морфий
Легкость повествования и явная любовь к своему делу (как врачебному, так и писательскому) увлекают с первых строк. Медицина давно забытых времен, когда шприцы еще не были одноразовыми, уровень образования врача и «тьма египетская» обычных крестьян, – не оставят без интереса даже самого искушенного читателя.
Данная книга представляет собой несколько рассказов о юном и неопытном докторе Бомгарде, которого совершенно случайно занесло в глухую деревню, где он стал единственным врачом, отвечающий за всех пациентов больницы. Да, разумеется, были еще фельдшер и акушерка, но толку от них было мало. Ему приходилось браться за сложные случаи, с которыми он прежде не сталкивался.
Каждый рассказ будет держать в большом напряжении, заставляя вас переживать за героев. И тут надо быть осторожным, подробности некоторых случаев могут привести в потрясение похлеще ужасов Стивена Кинга. Бомгард в одиночку борется с неграмотностью деревенских больных, спасая жизни многих людей.
Совершенно с другим настроением читается «Морфий». Здесь вы не найдете студенческого энтузиазма юного врача. Не обнаружите и жажды знаний, болезней со счастливым выздоровлением, добросердечных или бранчливых крестьян. Здесь лишь один недуг – морфинизм.
Булгаков завершает свое произведение вопросом: «Может быть они и не нужны эти записки». Здесь каждый ответит сам.
«Большой опыт можно приобрести в деревне, - думал я, засыпая, - но только нужно читать, читать, побольше… читать…».
«Как нелепо и страшно жить на свете!».
«Давно уже отмечено умными людьми, что счастье – как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Но когда пройдут годы – как вспоминаешь о счастье, о, как вспоминаешь!»
Эрнест Хэмингуэй
Белые слоны
Читая эту книгу, складывается ощущение, что ты невольно подслушиваешь разговор людей за соседним столиком где-то в богом забытой кофейне. Слушаешь и не можешь понять, что происходит. Слегка истеричная дамочка, склоны, которые как холмы, а может и наоборот, апатичный мужчина и диалог вроде о странствиях, но и об убийстве, плюс еще странная операция. Но не торопитесь откладывать книгу, очень скоро вы поймете, что девушка не истерична, а охвачена испугом, что мужчина не флегматик а эгоцентрик, операция – аборт, и все это – безусловно подслушанный разговор.
«Все могло быть нашим, но мы сами виноваты, что это с каждым днем становится все более невозможным».
«То, что раз упущено, никогда не вернется».
Иван Бунин
Темные аллеи
– О чем?
– Про любовь.
Подлинную, страстную, невыносимую, грязную, продажную, такую всевозможную и личную. Про то, какой это дар и проклятие одновременно. Про только что вспыхнувшую и уже угасшую.
А может автор писал не про любовь вовсе? Саркастически высмеяв все ее догмы посредством пера, пропитал весь сборник вязкой хандрой и тоской. Опубликованный впервые в 1944г., удивительным образом трогает за душу щемящей тоской до сих пор. Здесь каждая история – хворь. В каждом рассказе обнажается все самое болезненное. Но надо сказать пару слов о самом авторе. Иван Алексеевич – обладатель Нобелевской премии по литературе и скверного нрава. Возможно, вы видели в просторах интернета диаграмму высказываний Бунина о разных писателях. Досталось многим: Чехову, Маяковскому, Горькому, Ахматовой и т.д. Но что насчет самого Бунина?
Читателю будет неловко воспринимать описание женщин, ведь автор использует такие уточнения как «темный пушок над губой», «мышами пахло под мышками», «красиво сросшиеся брови». Но прелесть этих фраз в том, что Бунин показывает женщину такой, какая она есть, и при этом она всегда желанна и прекрасна.
«Темные аллеи» – это кладезь сломленных судеб и истерзанных чувств, превосходное чтиво для холодной ноябрьской хандры.
«Из году в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного, –счастливой любовной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу...».
« – Да, знаю, вы живописец.
– Да, а вы живописны».
«Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело».
Роберт Льюис Стивенсон
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
Нравственность, зло, этика, порок – здесь вы найдете всё. Распад личности? Возможно. На это произведение трудно писать отзыв, избежав при этом спойлеров. Автор в ошеломляющей форме вскрывает природу человека, обнажая ее двойственность. Повесть уникальна тем, что в нем отчетливо показана метаморфоза личности, которая потакает своим низшим инстинктам.
Успешный адвокат Уоттерсон хранит в сейфе необычное завещание своего друга доктора Джекила – уважаемого человека и имеющего хорошее социальное положение. Как гром среди ясного неба становится появление на улицах Лондона некого мистера Хайда – безнравственного типа со зверскими наклонностями. В это трудно поверить, но доктор Джекил и мистер Хайд тесно связаны друг с другом.
Произведение пропитано мрачной атмосферой и таинственностью до самого конца. Подавляющая часть сюжета – это закручивание пружины, и только к финалу она начнет молниеносно раскручиваться. Автор как бы намекает, что в каждом из нас скрыты две личности – то, кем мы хотели бы стать, и то, что мы скрываем даже от самих себя, страшась этого.
«Со мной произошло то же, что происходит с подавляющим большинством моих ближних: я выбрал свою лучшую половину, но у меня не хватило силы воли остаться верным своему выбору».
«Мой дьявол слишком долго изнывал в темнице, и наружу он вырвался с ревом».
«Одно дело не поддаться любопытству, а другое победить его».
Людмила Тандуева, главный библиограф отдела краеведения