Page 112 - 100_names
P. 112

111











                           ГЕРОИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО TPУДА




                                                    Лазаров  Асланбек  Дзамболатович  (01.09.1872–1944,
                                               с. Эльхотово), первый Герой труда в нашей республике. Совет-
                                               ский революционный и партийный деятель, участник револю-
                                               ционного движения и установления советской власти в Сред-
                                               ней Азии, начальник станции Орджоникидзе.
                                                    Родился  в  крестьянской  семье  Дзамболата  Лазарова.
                                               Асланбек сначала два месяца проучился в начальной школе ст.
                                               Змейской, затем три года с перерывами – в общественной школе
                                               села Эльхотово. Позже в 1885 г. юноша поступил в однокласс-
                                               ное училище «Алагирско-Салугарданского общества восстанов-
                                               ления христианства на Кавказе» и успешно окончил его в 1888 г.
                                                    По настоянию приятеля отца, начальника железнодорож-
                                               ной станции «Эльхотово» Г. Горина, в 1892 г. Асланбека при-
                                               няли временным ремонтным рабочим телеграфной линии на
                                               станции Беслан к механику Жиренко. Через три года перевели
                                               учеником телеграфиста. Затем его вызвали в Ростов, в управле-
                                               ние Владикавказской дороги на экзамен. Об этом эпизоде сам
                                               Асланбек Дзамболатович рассказывал так: «Сразу же явился в
                                               телеграфную службу управления дороги к начальнику службы
          Кашинцеву. Он ознакомился с моим делом. Долго думал (о том, что я не русский) и все же подписал
          документ, который давал мне право работать телеграфистом».
               В 1899 г. Асланбека перевели на Среднеазиатскую железную дорогу, где он некоторое время ра-
          ботал старшим телеграфистом, затем стал помощником начальника станции «Чарджоу».
               Здесь, в Средней Азии, Асланбек Лазаров активно включился в революционную деятельность.
          Пока советская власть окончательно не утвердилась почти во всех районах Средней Азии, Асланбек
          Дзамболатович с оружием в руках сражался за народное дело, боролся за права рабочих.
               В феврале 1918 г. Лазаров вступил в ряды большевистской партии. С этого момента удвоилась
          ответственность и озабоченность Асланбека Лазарова за судьбу пролетарской революции. Теперь он
          – член Андижанского ревкома, один из военных контролеров и член полевого суда. До начала 1921 г.
          возглавлял работы по созданию баррикадных платформ от станции Андижан до Намангана, где шла
          ожесточенная борьба с бандами басмачей.
               В начале 1922 г. Асланбек Лазаров с семьей вернулся в родное Эльхотово. А до этого прорабо-
          тал начальником семи железнодорожных станций: Хилкова, Драгомирово, Кизил-тепс, Катта-Курган,
          Горчакова, Урсатовская и станции «Андижан» Ферганской области.
               Вернувшись домой, начал работать дежурным на станции «Эльхотово». Как депутат сельского
          совета участвовал в создании первых кооперативов на селе, занимался культурой и просвещением
          односельчан. Много энергии и труда вложил в досрочное окончание строительства семилетней школы
          – так называемой школы колхозной молодежи, а также второй в селении начальной школы.
               Руководство республики высоко оценило организаторские способности Асланбека Лазарова – в
          1931 г. он был назначен начальником железнодорожной станции города Орджоникидзе и проработал
          там до последних дней своей жизни.
               Труды Асланбека Дзамболатовича не могли остаться незамеченными. Он был награжден грамота-
          ми СКЖД, представлен к почетному званию «За долголетнюю работу на транспорте». А в 1936 г. Пре-
          зидиум Всероссийского центрального исполнительного комитета присвоил А.Д. Лазарову звание «Ге-
          рой труда». Грамоту подписал лично Председатель ВЦИК «всесоюзный староста» Михаил Калинин.
   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117