Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Русский императорский фарфор во Владикавказе»

… Природа фарфора – мягкого в массе и твёрдого после обжига, хрупкого, уязвимого в использовании и вызывающего нежность и восхищение в экземплярах высокого качества…
Л.В. Бязрова

В отделе искусств Национальной научной библиотеки Северной Осетии для студентов Владикавказского художественного училища им. А. Джанаева состоялась лекция заслуженного работника культуры РСО-Алания, заместителя директора Художественного музея имени Махарбека Туганова, искусствоведа Людмилы Владимировны Бязровой о коллекции русского фарфора из фондов «Тугановского» музея. Лекция была посвящена памяти Тамары Васильевны Кудрявцевой, хранителя коллекции русского фарфора Государственного Эрмитажа, связанной с Художественным музеем имени М.  Туганова первыми годами своей работы, а в дальнейшем – сотрудничеством.

В «Тугановском» музее Тамара Кудрявцева как научный сотрудник проработала год до поступления в Репинский институт и ещё год, будучи уже студенткой заочного отделения Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Здесь впервые раскрылись её природные способности аналитика, искусствоведа, популяризатора. Её первые статьи о выставках, особенно передвижных, знакомивших зрителей с творчеством российских, зарубежных художников, создавались на профессиональном языке критика, знатока, человека с хорошим вкусом… Впоследствии Тамара пришла к фарфору не случайно, её привлекали темы, имена, ожидавшие своих исследователей. И поэтому дипломная работа Кудрявцевой была посвящена русскому модерну.

По словам Людмилы Владимировны, приглашение Тамары Кудрявцевой на работу в Государственный Эрмитаж и передача ей как хранителю коллекции русского фарфора определило вектор её научных исследований. Она обозначила для себя более узкую проблему – историю развития Императорского фарфорового завода, первого в России производства, на котором стали выпускать изделия из «драгоценного» материала по рецептам русского учёного Дмитрия Виноградова с участием русских художников, архитекторов, скульпторов.

Одна из таких коллекций, изначально заинтересовавшая Тамару, небольшая по числу предметов высокого качества, находится в художественном музее имени Махарбека Туганова. Это — большие цветочные вазы в стиле модерн с цветами, выполненными подглазурными красками. В последней книге Тамары «Русский императорский фарфор» есть изображение эрмитажного двойника нашей вазы и дополнительные сведения о вазах-близнецах. Автор эскиза и исполнитель росписи – Г. Горьков. Ваза была поднесена к празднику Пасхи 1914 г. императору Николаю II и императрице Александре Фёдоровне.

Вниманию студентов была представлена книга Т.В. Кудрявцеой «Das weisse gold der Zaren» (Фарфор ИФЗ Санкт-Петербурга из собрания ГЭ. 2000 г.).

Последняя книга Тамары Кудрявцевой, изданная в 2003 году, за год до её преждевременной смерти, стала подлинным событием в многолетнем исследовании русского фарфора.  В этой книге собраны не только фарфоровые изделия ГЭ, но и других музеев России. В этой книге подаются реальные, трагические факты, например, жизни и работы на порцелиновой мануфактуре Дмитрия Виноградова – об этом учёном-подвижнике подробно рассказала собравшимся Людмила Владимировна.

Фарфор — это керамический материал, состоящий из белой глины — каолина, кварца и полевого шпата. Чем больше доля последних двух компонентов, тем качественнее сырьё и выше цена. На стоимость и долговечность посуды и фигурок также влияет то, как наносили рисунок.

Датой основания фарфорового производства в России считается 1744 год: в конце этого  года в распоряжение Кабинета для работ на Порцелиновой мануфактуре из горного ведомства был откомандирован бергмейстер (горный инженер) Дмитрий Иванович Виноградов (1720-1758), и именно ему, а не ранее приглашённому Гунгеру, оказавшемуся шарлатаном, принадлежит заслуга изобретения русского фарфора. Д. И. Виноградов открыл секрет отечественного фарфора и организовал первое в России фарфоровое производство. В специально организованной лаборатории на основе российских ископаемых им были разработаны составы фарфоровой массы, глазурей, красок по фарфору, золотого порошка для декора фарфоровых изделий. Виноградов самостоятельно спроектировал печи, определил оптимальные условия обжига, разработал методы формовки. Первыми произведениями русского фарфора были небольшие предметы – табакерки, фарфоровые пуговицы, вставки в броши, курительные трубки, набалдашники для тростей, чашки. Позже – канделябры, соусницы, чайные пары, блюда, супницы, геридоны… С воцарением Екатерины II (1762–1796) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом.

Л.В. Бязрова совместно с главной хранительницей сокровищ Музея Залиной Давидовной Дарчиевой порадовали зрителей, показав подлинные изделия из музейных фондов – две тарелки, расписанные золотом, и так называемую полоскушу, предназначенную для полоскания полости рта после приёма пищи. А красочная слайд-презентация, подготовленная музейными работниками,  дала представление о посуде из фарфора, хранящейся в нашем музее и в Эрмитаже.

Сотрудники отдела искусств подготовили развёрнутую книжную выставку «Хрупкая коллекция», на которой были представлены книги из фондов ННБ по теме лекции.