Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Возвращение к истокам»

День работника культуры России ознаменовался в Северной Осетии проведением в отделе искусств Национальной научной библиотеки республики первого из намеченных на перспективу круглых столов с участием деятелей культуры Северной и Южной Осетии по теме «Возвращение к истокам: Проблемы сохранения и популяризации объектов народного искусства Осетии». Цикл подобного рода мероприятий приурочен к Году культурного наследия народов России, целью которого является популяризация народного искусства и сохранение культурных традиций, памятников культуры и истории, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей, проживающих на территории нашей огромной Родины. Инициатором и организатором мероприятия выступила заслуженный работник культуры РСО-А, заведующая отделом искусств ННБ Фариза Михайловна Басиева.
В работе Круглого стола приняли участие: искусствовед, заместитель директора по научной работе Художественного музея им. М.Туганова Людмила Владимировна Бязрова, кандидат филологических наук, генеральный директор Фонда культуры им. А.-Г. Галати (Южная Осетия) Лиана Павловна Гаглойтэ, художественный руководитель и дирижёр Мужского хора национальной песни филиала Мариинского театра в РСО-А Ольга Георгиевна Джанаева, солист филиала Мариинского театра в РСО-А Алан Феликсович Джиоев, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела скифо-аланских исследований Владикавказского научного центра РАН Тамерлан Казбекович Салбиев, доктор филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы СОИГСИ им. В. Абаева, член Экспертного совета по вопросам формирования реестра объектов нематериального культурного наследия при комиссии РФ по делам ЮНЕСКО  и модератор данного проекта Диана Вайнеровна Сокаева, художественный руководитель и дирижёр Оркестра национальных инструментов «Иристон» Олег Бексолтанович Ходов, художник, заведующий Реставрационными мастерскими Национального музея РСО-А Батраз Таймуразович Цогоев, представительница Центра народного творчества Каролина Шаддад, подготовившая великолепную выставку работ и поделок в национальном стиле.

Искусство Осетии гармонично развивается в общероссийском пространстве, транслируя лучшие образцы национальной культуры. Вопросы сохранения объектов народного искусства, проблемы и достижения по разным направлениям деятельности, возможности развития в каждой области составили предмет разговора участников круглого стола. Со своей стороны главная библиотека республики подготовила и раздала всем участникам План основных мероприятий, которые намечено провести в ННБ в текущем году, приурочив их к Году культурного наследия народов России: это  циклы бесед об исследователях фольклора, легендах о Царциата и других жанрах устного народного творчества; творческая мастерская по плетению традиционного осетинского платка с участием мастера народных промыслов Залины Дауровой; заседание философского клуба по теме «Перспективы развития Осетии: роль традиционной культуры и национального языка»; этно-фестиваль; выставка графических работ бурятского художника, режиссёра и сценариста Солбона Лыгденова и концерт музыкального коллектива Бурятии «Завязь времён»; проект «История одной картины», на котором будут представлены работы М. Туганова «Пир нартов» и «Нарт Урузмаг»; презентация книжно-иллюстративной выставки «Искусство Кавказа в культурном пространстве России» («Живописный Кавказ», «Танцевальное искусство», «Национальный костюм», «Оружие народов Кавказа», «Музыка гор», «Эпос и фольклор»); поэтический вечер «Они писали об Осетии»: стихи поэтов России и зарубежья; выставка декоративной скульптуры и живописи Геннадия Цховребова «Из прошлого в настоящее»; вечер-презентация «Осетинская гармошка – характер и душа народа»; мультимедийный проект «Осетинские героические песни»; библиопосиделки «Кукольная магия от Земфиры Дзиовой»; мультимедийный познавательный проект библиотек РСО-А «Народное творчество – основа нашей духовности: легенды, сказания, пословицы, поговорки осетинского народа»; мультимедийный проект «Обрядовая пища осетин»; циклы книжно-иллюстративных выставок в отделах библиотеки и цикл виртуальных выставок по теме «Культурное наследие осетин»; видеопрезентация «Алания – образы прошлого» по каталогу международной художественной выставки, посвящённой 1100-летию крещения Алании; большая издательская деятельность мини-типографии ННБ, включающая в себя издание библиографических указателей «Нартский эпос осетин. 1809 – 2022», «Декоративно-прикладное искусство Осетии», «Древний аланский танец «Симд» - живая традиция народа», «Религиозный Владикавказ: соборы, мечети, храмы», «Три слезы Бога» (к 1100-летию крещения Алании), сборник о выдающихся деятелях культуры Северной Осетии «Чтобы помнили…» (составитель Рита Караева), а также иллюстрированные списки литературы в серии «Мансарда художника» («Скульптор Арсен Дзбоев», «Зинаида Кулиева. Автопортрет»).
В ходе конструктивного разговора за Круглым столом участники вспомнили, что одним из первых международных мероприятий, которые упомянул сохранение "нематериального наследия", была всемирная конференция по политике в области культуры в Мехико в 1982 году. В 1989 году ЮНЕСКО приняла Рекомендацию об охране традиционной культуры и фольклора в качестве первого правового документа по охране нематериального культурного наследия. В 1997 году ЮНЕСКО запустила программу Провозглашения Шедевров устного и нематериального наследия человечества, намереваясь повысить осведомлённость о важности нематериального наследия. В 2001 году Генеральная конференция приняла ещё один документ-Всеобщую декларацию о культурном разнообразии, которая также включает статьи, касающиеся сохранения "наследия во всех формах", и в результате многочисленных совещаний в течение двух лет проект Конвенции был внесён на рассмотрение Генеральной конференции и принят в 2003 году.

Блестяще – ярко, познавательно и лапидарно - провёл презентацию своей книги «Аланский театр эпико мифологического танца (репертуар, персонажи, сценография, костюмы, реквизит, песни, музыка)» Тамерлан Салбиев, обративший внимание на то, что в наше время претерпел изменение сам способ трансляции традиций. Раньше это было, что называется, из уст в уста, из рук в руки, то есть было как бы включение в сам процесс, участие в нём – «делай, как я, повторяй за мной!». Чтобы в танце присутствовал дух народа, необходимо переходить от самодеятельности к профессионализму, к режиссуре танца, что означает одно: современному танцору нужно буквально «расписать» всю его партию. Тамерлан обратил внимание на костюмы танцоров, которые даже сами по себе уже выполняют роль театральной декорации, будучи украшенными определённым орнаментом. И ещё он – за то, чтобы убрать эдакую «эстрадность» из осетинского танца, и в этом он предлагает брать пример с испанцев: их зажигательный «фламенко» - это своеобразная коррида, взятая из самой жизни, без искусственных вкраплений.

Тему национального костюма и соответствующего ему поведения тех, кто облачён в этот костюм, подхватил Батраз Цогоев, посетовавший на то, что иногда мужчины-танцоры выступают без кинжалов или в их одежде местами присутствуют элементы женских орнаментов, что в корне неправильно. По мнению Батраза, уважение к своим традициям необходимо прежде всего.

Об отсутствии специальных отделений «народный хор» и «героический хор» в колледжах культуры и искусства с болью говорила Ольга Джанаева, делая упор на том, что носители этой древней культуры постепенно уходят. Но тогда кто и кому будет передавать это искусство дальше?! Крайне важны преподавательские кадры, знающие специфику и традиции народа, с широким диапазоном знаний по культуре мира и Осетии. А для этого нужна государственная поддержка, курсы повышения квалификации при Министерстве культуры. Ольга Георгиевна поддержала идею проведения серии Круглых столов в ННБ с участием знаковых деятелей культуры республики, чтобы в дальнейшем выработать совместную Резолюцию и составить Письмо-обращение в Правительство и Парламент РСО-А с перечислением проблемных точек в нашей культуре и способом их решения и устранения.

Людмила Бязрова подготовила видеоролик о работах Сосланбека Едзиева, сравнив его произведения с работами японского монаха Энку, который вырезал из дерева изображения Будды. Специалист подчеркнула, что эволюция творчества Едзиева – это основа для развития современных скульпторов.

О том, как важно просто делать хотя бы маленькие шаги по дороге большой культуры эмоционально поведала слушателям Лиана Гаглойтэ, вот уже много лет подряд занимающаяся популяризацией творчества музыканта Бориса Галати и создавшая дом-музей его имени в Южной Осетии. Лиана с супругом – настоящие подвижники, сейчас они делают всё возможное, чтобы создать такой же музей и у нас в Северной Осетии.

Алан Джиоев, собиратель осетинских либретто опер, оперетт и нот наших композиторов, выпустивший уже несколько книг,  – двумя руками за то, чтобы этот национальный компонент как можно скорее вошёл в программы обучения студентов колледжей культуры и искусства. Он подарил свой, как сейчас говорят, «крайний» сборник «Песня моя – Иристон» отделу искусств ННБ.

О том, что в нашей республике  фактически нет ни дипломированных музыковедов (исключение – Татьяна Батагова), ни театроведов с горечью говорила Рита Караева. Она обратила внимание  и на то, что с момента распада СССР исчезли и оценочные и закупочные комиссии, а это значит, что у наших музеев просто нет средств, чтобы закупать лучшие образцы творчества наших художников, что в итоге приводит к вакууму в истории современного искусства…

Руководитель ансамбля народных инструментов «Иристон» Олег Ходов призвал к более внимательному и бережному отношению к традиционной культуре: «У нас всё есть – надо только уметь этим пользоваться!» Огорчает то, что к национальным инструментам люди обращаются только в праздники или к каким-то определённым датам, предпочитая им современную музыку.

А народный поэт Осетии Ирина Гуржибекова подарила участникам Круглого стола два своих стихотворения – «Монолог нарта» и «О будущем».
Завершился Круглый стол кратким обзором выставки мастеров народного прикладного искусства Центра народного творчества, который провела Каролина Шаддад.
Подводя итог, модератор Круглого стола Диана Сокаева отметила важность и нужность проведения такого разговора, озвучила идею провести цикл подобных встреч с деятелями культуры и искусства республики в ближайшей перспективе, выразив надежду на то, что озвученные проблемы и болевые точки нашей культуры будут услышаны руководством Осетии, что даст возможность приступить в конце концов к их решению.