Рейтинг@Mail.ru
 
 

Театральный день в «научке»

29 марта в Национальной научной библиотеке Северной Осетии стал настоящим театральным днём, приуроченным ко Всемирному дню театра — международному профессиональному празднику всех работников театра, отмечаемому по всей планете ежегодно 27 марта. «Всемирный день театра» был установлен в 1961 году по инициативе делегатов IX конгресса Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО. «День театра» — профессиональный  праздник работников театра: актёров, театральных режиссёров-постановщиков, продюсеров, светотехников, звукоинженеров, монтировщиков декораций и даже билетёров и гардеробщиков. Итак, в этот день в главной библиотеке республики состоялось сразу несколько интереснейших мероприятий: мастер-класс по ораторскому искусству, который блестяще провела народная артистка РСО-Алании Анжелика Аветисовна Тер-Давидянц, мастер-класс по актёрскому мастерству от народного артиста РСО-Алании Лазаря Алексеевича Качмазова, quiz «Весь мир - театр», «Открытый микрофон+Лотерея», книжно-иллюстративные выставки отдела искусств «Да здравствует театр» и краеведческого отдела «Театр — кузница духовных ценностей». В завершение дня каждый желающий мог также посмотреть фильм «Малыш» 1921 г. (режиссёр Чарльз Чаплин).

Очень тёплой получилась встреча с актёром кино и Северо-Осетинского государственного академического драматического театра им. В. Тхапсаева, режиссёром, пластиографом, постановщиком боёв Лазарем Качмазовым, выпускником театрального училища им. Б.В. Щукина (педагог – Л.А. Пашкова). Высокий, статный, харизматичный, с великолепно поставленным голосом, он буквально покорил публику своим талантом рассказчика, мгновенно перевоплощаясь в персонажи, о которых рассказывал в данный момент. Простому, как он сам о себе говорит, сельскому парню-самбисту и, между прочим, кандидату в мастера спорта по самбо выпало счастье учиться у таких мэтров искусства, как В. Этуш, М. Ульянов, Л. Ставская, Л. Целиковская, он сохранил массу светлых воспоминаний о золотом студенческом времени той поры,когда он был читателем «Ленинской» библиотеки, когда и глазами, и душой он впитывал, как губка, всё, что так или иначе впоследствии могло бы пригодиться в профессиональном плане.  А весной 1980 года порог  Осетинского театра переступило поколение выпускников Щукинского училища, среди них: Лактемир Дзтиев, Казбек Губиев, Михаил Кцоев, Альберт Фидаров, Лариса Годжиева, Замира Меликова, Эльбрус Ахполов, Рита Рамонова, Павел Кабисов, Тамерлан Сабанов, Валерий Цариев, Лазарь Качмазов, Дзембат Хамикоев, Лида Бесолова, Рита Баллаева, Рита Кантееева, Артур Дзуцев… Лазарь хорошо помнит, как их радостно встретили тогдашние звёзды театра – Маирбек Икаев, Бибо Ватаев, Кола Сланов, Николай Саламов и другие, как помогали на первых порах освоиться и «вжиться» в театр.

В 1993 году начала работу дигорская театральная студия, набиравшая молодёжь – будущих актёров Дигорского театра, обучение в которой строилось по программе московских театральных школ-студий. Со студентами работали корифеи театрального искусства республики, такие, как народные артистки РФ Орзета Бекузарова и Елена Туменова, народные артисты РСО–А Давид Темиряев, Хаджисмел Варзиев, Тамерлан Сабанов, Петр Мукагов, Лактермир Дзтиев, Лазарь Качмазов, заслуженный деятель искусств РСО–А Роза Бекоева, заслуженные работники культуры РСО–А Марина Васильева и Тамара Карданова… Главные постулаты от Лазаря Качмазова о том, как нужно работать со студентами: «1. Студент должен знать, что я его люблю; 2. Он должен стремиться быть выше, чем я, его педагог; 3. Впереди у студента целая жизнь, и он должен точно понять, правильную ли стезю он выбрал». Лазарь Алексеевич уверен, что в театре должен быть слаженный актёрский ансамбль, когда второстепенные персонажи, будь они хоть трижды заслуженные артисты, должны не тянуть одеяло на себя, а «подстраиваться» под главного героя. А ещё очень важно импровизировать, подавать идеи, «подсказки» режиссёру, не бояться экспериментировать. Л. Качмазов верит в то, что и сейчас, возможно, рождаются такие, как Бало Тхапсаев, но, к сожалению, следуя моде или престижности, или желанию родителей выбирают не ту дорогу…

Он вспомнил массу курьёзных, смешных, забавных, прикольных  случаев из актёрской и каскадёрской жизни, сознался, что очень любит рыбалку с друзьями, а на вопрос «Какое из искусств является главным?», ответил словами своего тогда ещё маленького сына: «Книга! В ней – всё + фантазия читающего!» Что бы он посоветовал смотреть студентам? – То, что было и остаётся классикой советского кино. Он – настоящий патриот своей малой и большой Родины, а потому его очень огорчает разобщённость в современном обществе и исчезновение доброты. Среди своих любимых спектаклей он назвал «Кто виноват?» по пьесе Ц. Хамицаева, «Кто мой кровник», «Богатый дом» (Г.Д. Хугаев) и комедию «Осетины» (А. Айларов). Довелось Лазарю Алексеевичу сняться в нескольких фильмах («Восхождение на трон», «Дочери Отчизны», «Портал», «И оглянулся путник» и др.), среди которых самым первым был «Охота на дракона».

И в завершение встречи рассказал о фехтовании и знаменитой школе осетинского боя, которому его обучил в своё время великолепный пластиограф  Бимболат Кумаллагов. А народный поэт Осетии Ирина Гуржибекова подарила Лазарю свой стихотворный экспромт.

Театральный день в «научке» продолжился мастер-классом по ораторскому искусству от  народной артистка Северной Осетии Анжелики Тер-Давидянц В 1986 году она окончила ГИТИС им. А. Луначарского, факультет актёрского мастерства (педагог - Ненашев В.И.). С 1988 года работает в Русском академическом театре им. Е.Б. Вахтангова (Северная Осетия), преподаёт сценическую речь на театральном факультете СОГУ им. К. Хетагурова. Среди её театральных работ -  Ася ("Лакейские игры" - Брагинский Э.); Голда ("Поминальная молитва" - Горин Г.И.); Золушка ("Чудеса феи" - Корнелисон Г.); Лиса ("Теремок" - Маршак С.Я.); Люси ("Трехгрошовая опера" - Брехт Б.); Надежда ("Вся надежда" - Рощин М.М.); *Настя ("Как казачки проучили казаков" - Шолохов М.А.); Тамара ("Яма" - Куприн А.И.); Фениса ("Хитроумная влюбленная" - Вега Л.де); Царевна-Лебедь ("Сказка о царе Салтане" - Пушкин А.С.); Шурка ("Приговор" - Варфоломеев М.); Эмилия ("Отелло" - Шекспир У.) и др. Как пишет о ней Вера Зинько, «Анжелика Тер-Давидянц актриса сильная и стильная. Она филигранно существует в любом жанре, чутко улавливает мысль и интонацию автора и режиссёра…  За её персонажами всегда интересно наблюдать, так как каждая роль, как правило, имеет глубокий психологический подтекст, он проявляется во всём: интонациях, паузах, пластике, во взгляде больших выразительных глаз. Им сочувствуешь, сопереживаешь, их осуждаешь, с ними споришь, - это всегда живые люди, со своими неповторимыми характерами, судьбами».

 Как мы знаем, умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда были и будут востребованы обществом. Хороший оратор должен быть начитанным, обладать грамотной речью, уметь ясно выражать свои мысли, а ещё необходимо уметь справляться со своим волнением, владеть дикцией, иметь хорошо поставленный голос. Естественно, не помешает и речевая импровизация, умение чётко, быстро и грамотно отвечать на вопросы, поддерживать контакт с аудиторией, произносить текст с необходимой интонацией, уметь пользоваться голосовыми модуляциями. Всему этому можно научиться, неустанно работая над собой, осознавая, анализируя, исправляя неудачные моменты своих выступлений, тренируя свои умения на практике. Чтобы «заставить» других себя слушать, важно использовать методы подачи материала, из которых создаётся техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию и т.д. Всему этому и обучала А. Тер-Давидянц всех желающих во время мастер-класса в отделе художественной литературы ННБ.

А развёрнутые книжно-иллюстративные выставки в отделах – о театре в России, за рубежом, в Осетии, о знаменитых режиссёрах и актёрах и об ораторском искусстве – стали существенным и весомым дополнением к мероприятиям.