Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Ф.М. Достоевский – в пространстве «LITRA!»»

В отделе художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии состоялась презентация нового проекта «LITRA!», рассчитанного на людей, интересующихся литературным процессом в целом и творчеством отдельных писателей. Автором и ведущей открытой лекции о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в рамках этого литературоведческого объединения выступила студентка 3 курса филологического факультета Северо-Кавказского Федерального университета Диана Эпхошвили. Книжную выставку к мероприятию подготовили сотрудники отдела.

Что такое «LITRA!»? Это объединение креативных читателей, имеющих общие или близкие познавательные, эстетические интересы, основным средством удовлетворения которых служит книга, чтение. Это - место общения, обмена мнениями, что способствует совершенствованию и развитию знаний в сфере литературы, становлению личности. А ещё это - яркие эмоции, тёплая дружеская атмосфера и, конечно, хорошее настроение.  Специфика работы данного объединения – прямой выход на книгу и чтение, воспитание литературно-эстетического вкуса читательской аудитории. Подобные литературные объединения привлекают самых разных людей, которые собираются вместе раз в месяц (или чаще), чтобы обсудить прочитанную книгу,  поделиться впечатлениями от прочитанного, узнать, какие эмоции пробудила та или иная книга у другого человека.  А где же ещё это сделать, как не в команде единомышленников?

Собравшиеся в зале вместе с модератором Дианой вспомнили историю создания романа «Преступление и наказание» и человека, послужившего прототипом главного героя произведения Родиона Раскольникова – им стал известный в своё время преступник, грабитель и убийца из Франции Пьер-Франсуа Ласнер. Он был казнён на гильотине 9 января 1836 года в Париже. Процесс Ласнера произвёл большое впечатление на Ф. Достоевского, который охарактеризовал его в своём журнале как человека, для которого убить было то же самое, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласнер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами.

Вместе с ведущей слушатели совершили экскурс в эпоху 60-х годов 19 века в России, когда было отменено официально крепостное право и - начался разгул безнравственности, дикий рост преступности, алкоголизма, что ярче всего проявлялось в столице – Санкт-Петербурге. Тогда же, в 1865 г., вышла в свет книга Наполеона III «История Юлия Цезаря», в которой  автор поставил цель «доказать, что провидение создаёт таких людей, как Юлий Цезарь, Карл Великий, Наполеон I, с целью проложить народам путь, которым они должны следовать, запечатлеть их гением новую эру и в несколько лет завершить работу столетий» - то есть сверх-людей, которым в этой жизни позволено всё – якобы для блага других. Идеи, почерпнутые Достоевским из этой книги, переплавившись в горниле писательского мастерства, стали основой мыслительной деятельности Родиона Раскольникова, возомнившего себя одним из таких сверх-людей. Теория Раскольникова — это теория сильной личности. Герой Достоевского разделяет людей на две категории: одни — муравьи из муравейника, которые всю жизнь подчиняются и страдают, другие — их единицы — имеют власть, могут преступать общечеловеческие законы. Это теория крайнего индивидуализма. Раскольников одержим идеей проверить на деле, «тварь он дрожащая или право имеет», а проверив, вдруг начинает испытывать невыносимые моральные страдания…

Собравшиеся в зале  поговорили о противостоянии следователя Порфирия Петровича с убийцей, обсудив вопрос: был ли этот образ проекцией самого автора или символом монархии и давления на человека; вспомнили о трёх редакциях романа, выросшего из предшествующих ему произведений «Исповедь» и «Пьяненькие», о трёх видах суда – нравственном (людском), юридическом и Божьем…

Читатели библиотеки, обменявшись мнениями об услышанном, предложили на следующей встрече, которая состоится 4 марта, обсудить шекспировского «Гамлета», а в перспективе – русских и зарубежных классиков, а также произведения современных осетинских авторов.