Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Демонический» вечер в клубе «LITRA!»

Печальный Демон, дух изгнанья, 
    Летал над грешною землёй… 
    М. Лермонтов 

11 февраля в отделе художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии состоялось очередное собрание любителей чтения в клубе «LITRA!». Целью клуба является привлечение новых слушателей и дальнейшее изучение авторов и их произведений не только русской, но и мировой литературы. Анализ художественного творчества писателей даётся в освещении исторического контекста эпохи с целью углубления в рассматриваемую проблему. Данная встреча была посвящена поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Вниманию посетителей ведущая клуба Диана Эпхошвили предложила анализ самой фигуры поэта и обзор малоизвестных фактов из его жизни, которыми поделились его современники, более подробно раскрыла причины его смерти. При анализе поэмы особое место заняли сведения об истории её создания, романтических чертах произведения и его философском характере. Кроме того, был раскрыт образ демона как образа мировой литературы.

«Демон» — поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, над которой поэт работал в течение десяти лет — с 1829 по 1839 год. Из-за цензурных запретов произведение долгое время не допускалось к печати и распространялось в списках, в которых были представлены как его ранние, так и поздние версии; всего, по данным исследователей, насчитывалось восемь авторских редакций «Демона». В 1842 году в журнале «Отечественные записки» были опубликованы отрывки из поэмы. Первое полное издание произведения состоялось в Германии в 1856 году, в России — в 1860 году. Герои поэмы «Демон» не имеют прототипов, однако исследователи указывают на некоторые эпизоды из биографии самого Лермонтова, позволяющие предположить, что в сознании его современников образ Демона вполне соотносился с характером поэта. 

Гордый ангел, низвергнутый Богом с небес, — сюжет ещё библейский, а запретная любовь райского изгнанника к земным девам — нередкий мотив в европейской литературе. Темы, затронутые в «Демоне», легко найти в предшествующих романтических текстах: «Фаусте» Гёте, «Любви ангелов»  Томаса Мура, «Мессиаде» Клопштока, «Элоа, или Сестре ангелов» Альфреда де Виньи, «Каине» Байрона, в «Потерянном рае» Мильтона.  Среди русских литературных источников «Демона» — произведения Василия Жуковского «Пери и ангел» (перевод вышеупомянутой поэмы Томаса Мура) и Андрея Подолинского  «Див и Пери». Ещё одно несомненное влияние — поэзия Пушкина: «Кавказский пленник», стихотворения «Ангел» и «Демон». Ну и, конечно, Лермонтов наполнил её мотивами кавказского (грузинского)  фольклора: вероятнее всего, поэт воспользовался легендой о любви горного духа Гуды к молодой девушке. 

«Демон» - это поэма о вселенском противостоянии Добра и Зла, завершающая традицию русского романтизма; итог размышлений Лермонтова о том, способна ли любовь победить разочарование, скепсис и порок. Добро и зло в поэме сплетаются в единый узел: даже Демон способен в умилении проливать слёзы, даже он как будто способен полюбить. Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но – увы -  не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.

Но вся беда в том, что Тамара для Демона является просто средством – через её любовь к нему – вновь вернуться в потерянный Рай. Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство скорее святое,  данное Небом, нежели земное. И когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, тогда и происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит своё отражение нравственная проблема гордыни – тёмная сторона души каждого из нас. Лермонтов показал Демона как ограниченное в своём мире существо. Даже чувства к Тамаре были ограниченными, вот почему ему не удалось прийти к другой жизни и вновь попасть в вожделенный Рай.

И всё-таки - кто же он, главный герой поэмы Лермонтова? Бунтовщик без положительной программы, гордый и отважный мятежник, возмущённый несправедливостью законов Вселенной, но не знающий, что этим законам противопоставить и не могущий освободиться от отравившего его зла, а значит, и не виновного в нём? Или олицетворение свободной, непокорной личности, отрицающей несправедливый общественно-политический строй? Или носитель антигуманистического, индивидуалистического сознания, воплощение вселенского Зла? Образ Демона многозначен, и каждый читатель сам делает свои выводы…

А книги, представленные на выставке в зале художественной литературы, помогут читателям разобраться как в личности самого автора, так и его героев.

Следующее собрание клуба «LITRA!» состоится 18 февраля и будет посвящено разбору произведения Эсхила «Прометей прикованный».