Рейтинг@Mail.ru
 
 

Открытие Года осетинской Нартиады в Национальной библиотеке

Нарты – это образ чудесного легендарного мира, воссозданный с такой
могучей простотой и пластической силой, что он становится нам близок и
понятен, и мы отдаём невольную дань поэтическому гению создавшего его
народа. Нарты – это миф, насыщенный жизнью и историей.

В.И. Абаев

Как известно, Указом Главы РСО-Алания С.И. Меняйло от 12 января 2023 г.  текущий год в нашей республике объявлен Годом осетинской Нартиады,  торжественное открытие которого и состоялось в последний зимний день в отделе краеведения (зав. заслуженный работник культуры РСО-А Л. Мамукаева) Национальной научной библиотеки Северной Осетии.

Посетителей библиотеки – учащихся старших классов МБОУ СОШ №3 им. С.В. Корневой и студентов ГБПОУ Северо-Осетинского медицинского колледжа Министерства здравоохранения РСО-А - встречала развёрнутая книжно-иллюстративная выставка «Осетинская Нартиада», подготовленная сотрудниками отдела краеведения и редкой книги им. В.Г. Шредерс (зав. заслуженный работник культуры РСО-А Ольга Бигаева), на которой были представлены Нартские сказания, изданные в разные годы, отдельные книги с рассказами обнартских героях и их подвигах, альбомы и книги с изображением нартских богатырей в живописи и скульптуре, научные издания, посвящённые разбору и трактовке осетинского эпоса… Здесь же можно было на память забрать с собой книжные закладки с рисунками московской художницы Дарьи Орловой к Году Нартиады, подготовленные абонементом художественной литературы ННБ (зав. заслуженный работник культуры РСО-А С. Дзукаева)  и мини-типографией «Колибри» (зав. А. Азиева) специально к данному мероприятию.

Заслуженный работник культуры республики, заместитель директора ННБ по краеведческой работе Ирина Бибоева обратила внимание собравшихся на особо ценные книги с выставки –Нартские сказания, изданные в г. Дзауджикау (ныне Владикавказ) в тяжёлом послевоенном 1946 году и их переиздание в 1948 г., «Памятники народного творчества осетин» в записи Цоцко Амбалова (Выпуск 3), «Цирыхъ»  осетинских нартских сказаний» Б.А. Алборова (1960 г.) и другие ценные экземпляры, хранящиеся всвятая святых главной библиотеки республики. Ирина Гамболовна рассказала о том, что дним из величественных памятников культуры скифской древности и аланского средневековья является нартский эпос, известный сегодня всему миру и вошедший в ряд великоих творений человечества.  Истоки нартского эпоса восходят к III тысячелетию до н.э., к эпохе индоиранского единства, а пополнение и творческое развитие эпических сказаний продолжалось до середины II тысячелетия н.э. Сказания о героях-нартах отразили в образной художественной форме огромный период в жизни народа - от родового строя до феодальной раздробленности на закате средневековой Аланской державы. Нарты – это «поэтический псевдоним народа», создавшего эпос и запечатлевшего в героических сказаниях идеологию, общественные отношения и личностные идеалы ранних этапов своей истории. В образах бесстрашных и жизнерадостных, свободолюбивых и мудрых героев воплощены главные качества самого народа.«Нартовский эпос заслуживает внимания, прежде всего, потому, что непосредственно отражает жизнь и душу народов – его носителей… Что такое Нарты – на их исконной родине, то есть у осетин, и у их самых последовательных восприемников? Легендарные герои, бойцы, жившие в глубокой древности…», - писал французский учёный Жорж Дюмезиль.В начале второй половины XIX века началось собирание и изучение нартского эпоса. Среди осетин первыми записали и издали нартские сказания Василий Цораев, Гацир и Дзантемир Шанаевы (1870-1880 годы).Благодаря С. Туккаеву, Г. Гуриеву, А. Кайтмазову,  И. Собиеву, М. Гарданову, Ц. Амбалову, М. Туганову и другим деятелям осетинской культуры были записаны и сохранены для потомков великолепные образцы эпического творчества. Русский филолог, фольклорист, языковед, этнограф и археолог, академик Петербургской академии наук Всеволод Фёдорович Миллер (1848–1913) был первым, кто занялся научным изучением осетинского фольклора.

И.Г. Бибоева озвучила план основных мероприятий библиотеки, приуроченных к Году осетинской Нартиады: подготовку проектов «Национальная коллекция»:«Нартиада в искусстве» (Слава Джанаев: «Сатана. Этимология образа» и Зинаида Кулиева: «О героях и героическом. Образы нартов в живописи» (март – май) и  «ВО!круг одной книги», где будут представлены «Памятники народного творчества осетин» (год издания 1928) (апрель); проведение 1-ой научной конференции «Краеведческие чтения-2023» (май); проведение единого Дня Нартиады в библиотеках Осетии «Праздник великого эпоса» (май); проведение в течение всего года оцифровки всех изданий нартских сказаний, имеющихся в редком фонде библиотеки, и онлайн-марафона чтения «Читаем нарсткие сказания» = «Каесаем нарты кадджытае»; подготовку и проведение квеста «Герои-нарты» (октябрь); организацию выставки художественных работ детской студии живописи «Синий ветер» при ННБ «Путешествие в страну Нартов» (ноябрь); проведение цикла книжно-иллюстративных выставок: «Сказания о нартских богатырях», «Исследователи эпоса», «Сказители эпоса», «Нарты в искусстве и литературе», «Осетинские нартские сказания в кругу мировых эпосов» (в течение года); встречи с учёными-лингвистами и литературоведами, изучающими нартский эпос.

К художественному осмыслению и отображению героического нартовского эпоса как одного из драгоценных достояний и величайших достижений осетинского народа обращались многие представители национальной творческой интеллигенции (писатели Н. Джусойты, М. Булкаты, Г. Плиев, композиторы И. Габараев,  Л. Ефимцова, художники А. Джанаев,  А. Хохов, У. Кануков, Е. Бутаев и др.). Особая роль в творческом освоении богатейшего мира эпических нартовский сказаний принадлежит художнику Махарбеку Туганову. Он одним из первых обратился к визуальной интерпретации текстов национально эпоса. Его иллюстрации к нартовским сказаниям признаны выдающимся явлением национальной культуры и по праву входят в сокровищницу нартоведения. По силе художественной выразительности, по глубине философского осмысления фольклорного материала они стоят в одном ряду с лучшими произведениями русских и советских художников, работавших в этой области.

Будущий народный художник Осетии и заслуженный деятель искусств Грузии, Махарбек Туганов, родившийся в семье дворянина, учёного-ботаника Сафара Туганова, был личностью разносторонней: искусствовед, педагог, этнограф, декоратор… Но больше всего прославился в роли живописца, графика и иллюстратора. И немудрено, ведь учителем художника был сам Илья Репин! Дедом Махарбека был известный генерал русской армии Асланбек Туганов. Другой дед был этнографом, собирателем осетинских сказаний. Так что мальчик рос в интеллигентной атмосфере, имея прекрасные возможности для учёбы и развития. Первые рисунки и наброски будущий художник сделал ещё в юности. Уже тогда он заинтересовался осетинским фольклором и, в частности, нартским эпосом – темой, которую будет изучать и использовать в творчестве большую часть жизни. Кстати, многие рисунки были сделаны по материалам археологических раскопок в Кобанском некрополе. В Академии художеств он, будучи студентом,  представил свой дебютный эскиз на тему осетинского эпоса – «Пир нартов»: на рисунке были изображены танцующие на столе герои нартского эпоса. В 1903 году Туганов переехал в Мюнхен и поступил на обучение к Антону Ашбе – гению европейского импрессионизма. Затем были Вена и Париж… По возвращении домой Туганов открыл во Владикавказе художественную студию – первую в Осетии. Задействовав знания и опыт европейской и русской школ, мастер создал свой собственный, «тугановский» стиль живописи. И именно в этом стиле он рисовал иллюстрации к нартскому эпосу. После революции художник часто переезжал с места на место, пока не обосновался в Цхинвале, где открыл Художественное училище. Тут же он организовал Союз республиканских художников и картинную галерею при краеведческом музее. Успел поработать главным художником Юго-Осетинского драмтеатра, организовал несколько выставок…

Три картины М. Туганова, выполненные углем, тушью и акварелью на жёлтой бумаге, были представлены вниманию слушателей во всей полноте замысла и исполнения великолепным лектором, искусствоведом, заместителем директора Художественного музея им. М. Туганова Людмилой Бязарти: «Сырдон», «Батраз» и «Сослан и Балсагово колесо». Людмила Владимировна подробно разобрала образы нартов: Сослана («посвящённого», обладателя необыкновенных, волшебных свойств), Сырдона (хитрого, остроумного авантюриста с «ядовитым» языком, врага Сослана и многих своих соплеменников, но одновременно и спасителя других нартов) и Батраза (полубожества, героя, приходящего на помощь своим сородичам в трудные минуты, не побоявшегося бросить вызов богам).

А народный поэт Осетии Ирина Гуржибекова подарила собравшимся два своих стихотворения – «Монолог нарта» и «Нартские сказания».

«Празднование Года осетинской "Нартиады", безусловно, будет способствовать популяризации Нартского эпоса, а также традиций и обычаев осетин», - отметил директор Владикавказского научного центра Российской академии наук Алексей Чибиров. И главная библиотека Северной Осетии уже вносит свою весомую лепту в это замечательное событие.