Рейтинг@Mail.ru
 
 

Н.Г. Чернышевский «Что делать?»

18 марта в литературном клубе «LITRA!» прошла встреча, посвящённая роману Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?».

В начале встречи внимание участников было обращено на тот исторический контекст, в котором творил писатель - на эпоху реформ и революционного подъёма, которая пришлась на правление императора Александра  II.

Далее слушатели обратились к диссертации Н.Г.Чернышевского, в которой он изложил свои взгляды на задачи искусства. По мнению Чернышевского, художник не должен ограничиваться изображением прекрасных сторон действительности, радостных и светлых сторон существования: «Прекрасное есть жизнь" - следует, что истинная красота есть красота действительности, что искусство (как и полагает автор) не может создавать ничего равного по красоте явлениям действительного мира». Сфера искусства не ограничивается одним прекрасным, а обнимает собою всё, что в действительности (в природе и жизни) интересует человека. "Общеинтересное в жизни - вот содержание искусства" - такова формула Чернышевского. Был сделан вывод, что критик особенно подчеркивал общественно-практическую роль искусства, активно преобразующую его функцию.

Далее участники перешли к анализу романа, ссылаясь на работы Д.И.Писарева, А.В.Луначарского, Ю.К.Руденко и других. Были выделены «четыре пояса» романа («пошлые люди», «новые», «особенные», а также «сны»), которые являются идейно-содержательным ядром произведения.

Галерея пошлых людей из «Что делать?» Чернышевского может занять по праву место рядом с лучшими объективно сатирическими образами в литературе: мать и отец Веры Павловны, квартирная хозяйка, чванная барыня–дура, которая боится бунта своего остолопа сына; остолоп сын, который думает, что всякую женщину можно купить за деньги, чудесное описание его среды и кутежей офицеров, француженка–кокетка, которая советует сегодня: «Никогда не давай поцелуя, не любя», а на другой день дает мудрый совет, как можно выгодно продаться. Чернышевский считает, что художником нужно считать человека, который умеет быть объективным к создаваемым им образам. И он хвалит себя за то, что, создавая образы пошлых, ненавистных ему людей, он умеет понять, откуда они произошли, почему они даже не могут быть другими, и умеет брать их в настоящей жизненной среде, в их действительной округлости и емкости, а не односторонне.

Каждый из «новых людей»— человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уже крепко хватающийся за него, так что оно не выскользнет из рук: это одна сторона их свойств. Чернышевский описывает жизнь новых людей и то, как разрешают они разные жизненные проблемы. При этом он дает два основных урока — относительно новой морали и великого искусства любви, любви между мужчиной и женщиной, которую Чернышевский рассматривал не только как величайший показатель культуры, не только как источник наслаждения и жизненной бодрости, но, прежде всего, как ключ к раскрепощению женщины и как культурное равенство между всеми людьми.

Участниками был также проанализирован образ Рахметова, который является единственным представителем «особенных людей»  в романе. Рахметов говорит о себе: «Мы требуем таких условий комфорта для человека, о которых никаким барам и не снится, и мы хотим огромного счастья для человека, и только потому, что я сторонник человеческого счастья, я и пошел на эту борьбу. Если бы я хотел добиваться счастья и удобств для себя, это бы меня стеснило, это разбросало бы мои силы, расщепило бы меня. Мне нужно сжаться, чтобы целиком устремиться к цели. Я должен привести как можно ближе и скорее к тому времени, когда расцветет человеческое счастье». Герой является носителем  революционных идей, которые в те годы распространились среди российского общества.

Кроме того, участники обратились к работе Ю.К.Руденко «Роман Н. Г.Чернышевского «Что делать?». Эстетическое своеобразие

и художественный метод», в которой автор излагает свой взгляд на типы читателей в романе: «читатель простодушный и ведомый», «читатель раздраженный и враждебный», а также «читатель-друг». На встрече были названы их особенности, на которые пытается обратить внимание автор работы.

Таким образом, слушатели пришли к выводу, что рассказывая об организации швейной мастерской-коммуны и о просветительской деятельности Лопухова среди рабочих, Чернышевский по сути дела открыл новый сюжетоорганизующий центр для будущих романов о «новых людях».