Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Собор Парижской Богоматери»

4 марта в литературном клубе «LITRA!» прошла встреча,посвящённая роману Виктора Мари Гюго «Собор Парижской Богоматери», на которой участники проанализировали произведение великого французского писателя.

Собравшиеся обсудили литературную систему, в которой творил писатель, коснулись его биографии, сосредоточившись на демократических убеждениях Гюго, а также вспомнили тот историко-социальный контекст, который и послужил толчком к написанию романа.

Обратившись к драматическому принципу, использованному Гюго в своих драмах (несколько мужчин добиваются женщины), был сделан вывод, что он присутствует и в «Соборе»: цыганку Эсмеральду любят архидиакон Собора Парижской Богоматери Клод Фролло, звонарь собора горбун Квазимодо и поэт Пьер Гренгуар, хотя основное соперничество возникает между Фролло и Квазимодо.

Был сделан вывод, что сущность образа раскрывается у Гюго не столько на основе развития характера, сколько в противопоставлении другому образу, контрастному уже по самому замыслу писателя. Эсмеральда в своей прелести и воздушности противопоставлена мрачному Клоду Фролло, с одной стороны, и безобразному Квазимодо — с другой.

Кроме того, участники проанализировали образы главных героев.

В антикатолтической литературе 18 века был широко распространен образ преступного и сластолюбивого монаха, который раскрывается в Клоде Фролло — это воплощение средневековья с его мрачным изуверством и аскетизмом, но он уже затронут духом сомнения, увлечен новыми веяниями, возникающими на рубеже двух эпох — Средневековья и Возрождения. Фролло начинает осознавать бесплодность средневековой «науки» и веры, бессмыслицу вечных обетов: «Он разворошил всю таившуюся в глубинах его сердца ненависть, всю злобу и беспристрастным оком врача, который изучает больного, убедился в том, что эта ненависть и эта злоба были ни чем иным, как искаженной любовью, что любовь — этот родник всех человеческих добродетелей — в душе священника оборачивается чем-то чудовищным и что человек, созданный так, как он, став священником, становится демоном». Образ Клода представляет интерес с психологической точки зрения, так как трагедия души священника, его «раздвоенность» и приводит к ужасному концу. Как всех алхимиков эпохи, его преследует мысль делать золото, потому что золото есть сила, власть над людьми и судьбой.

Материальная сила - единственная реальность, сохранившаяся после крушения всего остального. Квазимодо в начале романа представляет собой типичный образ раба. Подобранный на улице, воспитанный священником в церкви, он собачьей любовью любит своего господина. «Рождение» Квазимодо происходит позднее, когда он, выставленный у позорного столба, вызывает сострадание у Эсмеральды и та поит его водой. В его темном сознании возникает чувство справедливости и долга. Если 15 век - заря нового времени, то Квазимодо - символ рождающегося человечества. Эсмеральда же задумана иначе, она выполняет другую функцию. Она свободна от каких бы то ни было материальных интересов, обязанностей, традиций. У нее нет родных и нет родины, она не связана ничем, кроме велений своего сердца, кроме естественных и нравственных чувств. Цыгане вообще привлекли к себе внимание художественной литературы в конце 18-го века и особенно в начале 19-го («Кармен» П. Мериме, «Цыганы» А.С.Пушкина и проч.).

В сценах штурма собора народными массами заключен намек Гюго на будущий штурм Бастилии в 1789 г. Экскурсы в историю помогают Гюго объяснить и зарождение свободомыслия у человека, освобождение его сознания от религиозных догм.

В конце мероприятия участники обсудили и загадочное «АНАНКЕ», выгравированное на стенах Собора. Сохраняя всю свою историческую конкретность, судьба действующих лиц оказывается показательной для эпохи и, следовательно, типичной. В чудесном сплетении происшествий и капризов страстей проявляется некий исторический закон, регулирующий смену эпох. Таким образом, «АНАНКЕ» - закон изображённой в романе эпохи. Это закон борьбы старого феодального строя с новыми демократическими идеями.