Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Мораль сей басни такова…»

Вязь слов, но в них сокрыт урок,
Ведь в мире нет суда прекрасней,
Когда исправится порок,
Но не тюрьмой, а только басней.
А.И. Болутенко

Именно так – «Мораль сей басни такова…» - называлось очередное собрание творческих людей в Национальной научной библиотеке Северной Осетии в поэтическо-музыкальном клубе «СТИХиЯ», ведущими которого на протяжении многих лет выступают народный поэт республики Ирина Гуржибекова и заслуженный работник культуры РСО-А Наталья Куличенко.

Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Это жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.  То есть басня - жанр дидактической литературы с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.

Первое устное произведение в таком жанре придумал Гесиод, оно представляет собой притчу о ястребе и соловье. Греческие произведения классического периода уже базируются на сложившейся традиции устной басни. Геродот добавил в произведения историографию, а Эсхил применял в своих творениях элементы трагедии. Возникновение же басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем её считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли.

В 1731 году Антиох Кантемир, пытаясь подражать Эзопу, написал 6 басен. Также в этом жанре работали Александр Сумароков и Василий Тредьяковский. Иван Хемницер сделал басни художественными. При этом он переводил Лафонтена и Христиана Геллерта. Также этот автор писал и свои собственные произведения. Однако наибольшее распространение получили труды Ивана Андреевича Крылова. Его произведения были переведены практически на все языки Западной Европы и на некоторые восточные. Иван Андреевич опирался в своём творчестве на труды Эзопа, Лафонтена, Федра.  После Крылова басня надолго исчезает из литературного обихода, но в начале 20-го века возвращается. Среди известных авторов можно назвать Демьяна Бедного, Сергея Михалкова, Ивана Дмитриева, Евгения Гребенка, Леонида Глибова.

В течение вечера под библиотечными сводами звучали строки из басен Сергея Михалкова «Арбуз», «Большая кость», «Грибы» и Владимира Высоцкого «Про козла отпущения», авторские стихотворения и басни Ирины Гуржибековой и  Альбины Зайцевой, басни, написанные специально к мероприятию Сергеем Цхурбаевым «Плач Медведя» и «Жаба и Черепаха». Вызвали улыбку юмористические и сатирические «Сказки для взрослых» Марины Колесниковой, а её стихотворение, посвящённое вдовам погибших на войне защитников Родины, и исполненная ею песня «Вдовы России» растрогали до слёз слушателей. Свои авторские стихотворения прочитала  заслуженный журналист РСО-А Ольга Резник, также прозвучали стихи Николая Гумилёва и Владимира Рецептора в её исполнении. Трогательно и мило звучали стихотворения для детей, написанные Мариной Санакоевой, а участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС Евгений Быдтаев прочитал стихотворение, посвящённое этим событиям – «Будем жить, мужики!». Свои тонкие, лиричные стихи «Смеялось солнце надо мной…» и «Каменный цветок» под тихое музыкальное сопровождение подарила слушателям Ирина Накусова, строки философской лирики прозвучали из уст Германа Кулаева, а Флора Розенштейн прочитала стихотворение своего супруга Юрия «Белая сирень», положенное на музыку Ацамазом Макоевым и ставшее чудесной песней.

А весеннее настроение для всех любителей поэзии создавал весь вечер романтический саксофон Яна Туаллагова.

Следующее собрание клуба «СТИХиЯ» пройдёт в рамках «Библионочи» 27 мая и будет называться «Мы все родом из детства…».