Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Философский клуб»

23 июня в ННБ РСО-Алания состоялось заседание Философского клуба, участники которого размышляли о проблеме эффективности труда в условиях четвертой промышленной революции.  Говорили о том, что труд – это понятие социальное, и без привязки к человеку, к отношениям социума, не имеет и не может иметь никакого фактического значения. Эффективность труда определяется его значимостью для различных нужд человека в его историческом развитии, потому что труд как деятельность, как предметно-духовное преобразование природы является естественной потребностью и качеством человека, его составной частью как человека деятельного. Если лишить его этого качества, то неизбежно наметятся процессы обратные развитию, процессы деградации и дегуманизации. Но труд нужен человеку именно эффективный, а не всякий. Эффективность труда включает в себя различные экономические, эргономические, эстетические и прочие критерии, на основе которых и выстраивается тактика и стратегия организации человеческого труда, направленная на достижение тех или иных целей. Эти процессы протекают в определенных условиях, заданных текущими обстоятельствами.

 В процессе дискуссии был затронут вопрос влияния производственной деятельности на науку, технику, технологию, и в результате чего, то, что выгодно, экономно, практично, то и внедряется в производство. И с каждым разом, человек высвобождается, как в физическом плане, так и в умственном от тех действий и усилий, которые замедляют его развитие. Эти не требующие участия действия и усилия человека заменяются человекоподобными роботами и механизмами. Но при этом ставятся новые цели и задачи, которые преодолеваются именно трудом, и ничем иным. Таким образом, труд, никуда не исчезает, а всего лишь используется в других метафизических парадигмах. Соотношения между объектами и субъектами трудовой деятельности, конечно, меняются, и в этом и состоит, основная гуманитарная проблема, что кроется за эффективностью труда в условиях четвертой промышленной революции.

 Человек окруженный кибер-физическими системами становится сам таковым, или все же сохраняет свою суть человеческого бытия?  Ведь Проблема эффективности труда, каждый раз ставила вопрос именно о его бытии, а далеко не только о его практических нуждах.  Этот момент тоже послужил предметом долгих наших размышлений.

Позволяет ли цифровая культура понять самих себя, свой труд, так, как не понимали себя люди раньше? Ведь через само-понимание горит внутренний огонь жизни. Он не видим, но он есть. Для чего человек трудится? Или то же самое, другими словами, для чего он живет?

Продолжение рода, наслаждение, удовлетворение…да, конечно, но без труда, без отыскания в своей сущности новых сторон, раннее затаенных, не открытых все иное, устоявшееся само по себе не имеет значения, потому что все устоявшееся, требует постоянных оправданий, пересмотров, осмыслений.

Все знать невозможно, но зная что-то, чем не зная ничего, это уже развитие. И поэтому, когда мы говорим о развитии, мы говорим об эффективном труде.

С одной стороны, с появлением новых технологий, огромные массы людей остаются без работы. Но с другой, имея новые компетенции и навыки можно работать на тех устройствах, которые сберегают прежние трудовые затраты, которые можно употребить на выполнение иных целей. Рабочее время, как часть труда, необходимое для жизнедеятельности лимитировано биологической обусловленностью. И чем больше времени остается для иных усилий, помимо работы, тем больше возможностей для саморазвития, и человека, и общества будет по факту. В этом и состоит гуманистическое понимание эффективности труда.

Но если говорить об экономическом понимании, то эффективность производственного труда должна найти свое отражение во всем цикле движения капитала (деньги-товар-деньги). И как мы видим, если товар не превратится в деньги, то процесс производства товаров приостанавливается. Отсюда кризисы. Поэтому в условиях четвертой промышленной революции, когда эффективность труда поставлена на передовой технологический уровень, главный вопрос заключается в том, чтобы товары превращались в деньги. Эти превращения происходят в процессе торговли, участниками которых являются продавцы и покупатели. Но как могут покупать товары или услуги люди, не имея деньги ввиду отсутствия работы? А отсутствует работа ввиду безработицы из-за внедрения передовых технологий. Замкнутый круг. В этом случае, можно ли поставить такую эффективность труда под вопрос? Или же под вопрос ставится лишнее население, оставшееся без работы, и создавшее, таким образом, социальную напряженность? Как разрешаются эти вопросы? Или же это избыточное население, в качестве безработных, или же скрытно-безработных потребителей должно встраиваться в общую цифровую архитектуру в качестве живых факторов экономического роста? Вот какие вопросы остались пока без ответов, но призывающих каждого из нас поразмыслить над ними.