«Отец и дети»
Как мы знаем, в нашей стране этот год объявлен Президентом России В.В. Путиным Годом семьи – «в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей». В Год семьи особое внимание, безусловно, уделяется сохранению традиционных семейных ценностей, к которым относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и взаимоподдержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи. А значит, и залогом стабильности и процветания нашего общества.
Памятуя об этом, сотрудник отдела художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии Георгий Цирихов в своём авторском проекте «Буквы и кадры» подготовил интересное мероприятие «Отец и дети» – лекцию о творческой семье Михалковых с включениями видеофрагментов из известных кинофильмов Андрона Кончаловского и Никиты Михалкова.
Михалковы – древний дворянский род, ведущий свою родословную со времён Ивана Грозного. Среди его известных представителей – художник Василий Суриков (дед супруги Сергея Михалкова – «детского» поэта и автора стихов Гимна Советского Союза и Гимна России); Наталья Кончаловская – переводчик, поэт; Андрон Кончаловский – режиссёр; Никита Михалков – режиссёр, актёр и общественный деятель, ведущий передачу «Бесогон»; их дети – молодое поколение актёров…
Георгий подробно остановился на сравнении жизни и творчества двух братьев – Андрона и Никиты, за плечами которых режиссёрское отделение ВГИКа и множество великолепно снятых фильмов, вошедших в золотой фонд советской и российской кинематографии. Старший Андрон (Андрей) – «западник», в своё время эмигрировавший в Америку и пытавшийся влиться в Голливудскую парадигму. Никита – искренний патриот России, посвятивший всё своё творчество нашей стране. Оба брата экранизировали русскую классику, в частности, произведения А.П. Чехова, – но режиссёрские подходы и методы к экранизациям у них были совершенно разными, - о чём и рассказал в своей лекции-беседе Георгий Цирихов.
Никита – яркий актёр – изначально изображал на экране плутов, шутов, бандитов, позже в его актёрской и режиссёрской «копилке» появляются монументальные и даже трагические образы героев. Он склонен к использованию в фильмах больших, эпичных форм. Ему свойственен гениальный подбор актёров и мощная помощь и поддержка в раскрытии их талантов, визуализация классических образов, к примеру, чеховских героев с помощью мизансцен, световых эффектов, тонко выстроенных диалогов, с использованием игры цвета, «быстрой» камеры, разных планов и ракурсов. В его картинах больше движения, больше «жизни».
Андрон – режиссёр так называемого авторского кино, где преобладает долгий и медленный план без звукового сопровождения с монтажной склейкой «нарезки» из фотографий, со статичной камерой, как будто бы «наблюдающей» за игрой актёров. Ему свойственен минимализм в режиссёрских приёмах, медленные «наплывы» камеры, медиативность, приверженность к изобразительности, иногда даже в ущерб текстам, использование «на всю катушку» реквизита и декораций, съёмки крупным планом камерных сцен, языковая метафоричность, даже некая фантасмагоричность – с целью подчеркнуть игру актёров.
Но несмотря на разность методов и подходов к режиссуре своих фильмов, оба брата снимали в принципе одно и то же: пагубность бесцельного существования людей, утверждая незыблемое – важность передачи чего-то самого важного из СЕМЬИ – дальше, новым поколениям.
Благодаря подготовленной к мероприятию книжной выставке, читатели и слушатели могли ознакомиться со стихами, баснями и пьесами Сергея Михалкова, с творчеством его супруги – Натальи Кончаловской, а также с книгами о Никите Михалкове.
Семейный портрет Михалковых-Кончаловских получился ярким, интересным, выпуклым, а сам проект «Буквы и кадры» привлекательным для наших читателей.