Рейтинг@Mail.ru
 
 

«Литературный подиум в библиотеке»

В зале художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии (заведующая заслуженный работник культуры республики Марина Татарская) прошло мероприятие, подготовленное сотрудницей этого отдела Анастасией Кривец, – «Литературный подиум-2, или Петербург Пушкина, Лермонтова и Гоголя и городская мода того времени в произведениях русских классиков». На вечере присутствовали студенты кафедры дизайна, конструирования изделий легкой промышленности факультета математики и компьютерных наук СОГУ им. К. Хетагурова (руководитель - старший преподаватель факультета Ирина Байматова), а также представители творческой интеллигенции Владикавказа.

В антураже модного (из тех времён!) платья с пелериной, корсета, шалей, чернил и остро отточенных перьев для письма, в окружении книжных шедевров, написанных русскими классиками, и их портретов, слушатели окунулись в мир моды 1820 – 1830-х годов, представленный в подробном рассказе Анастасии и в картинах на экране.

Помните, у Пушкина Евгений Онегин был «как денди лондонский одет»? И кто же такой этот самый денди? Денди — это социально-культурный тип XIX века: мужчина, подчёркнуто следящий за эстетикой внешнего вида и поведения, за изысканностью речи. Дендизм как модный стиль зародился в начале XIX века в Англии и очень быстро перекочевал во Францию, распространившись потом по всей Европе. И если до этого мужчины носили яркие, украшенные вышивкой, кружевами и драгоценными камнями камзолы, шелковые панталоны и жилеты, напудренные парики и кружевные жабо, то дендизм стал категорической противоположностью старому стилю, ушедшему в историю после Великой Французской Революции. Денди носили белоснежные рубашки, аккуратно повязанные галстуки и выглаженные однотонные жилеты. Из мужской моды исчезли пёстрые излишества, уступив место приглушённым оттенкам. В моду вошли чёрный, синий, тёмно-зелёный, оливковый и коричневый цвета. И здесь речь идёт о создании нового русского стиля дендизма, то есть особого свода правил “как себя вести”, “какую одежду носить”, “что есть”, “что читать”, “куда ходить” и т. п. Одним словом денди – это человек, мечтающий превратить свою жизнь в произведение искусства. Именно тогда в моду входят фраки, жилеты, сюртуки, бриджи, панталоны, брюки с высокой талией и подтяжками, цилиндры и шляпы-боливары, шейные платки-галстуки, белоснежные перчатки, домашние мужские халаты, трости и часы на цепочке – брегеты… И сразу перед глазами встаёт образ Евгения Онегина.

Стиль романтизма (родина – Германия) предполагал отсутствие галстука, распахнутый ворот рубашки, чёрную одежду, подчёркивающую бледность своего хозяина (помните – «с интересною бледностию в лице»?). И вспоминается Владимир Ленский…

В XIX веке происходило много событий в общественной и политической жизни нашей страны, менявших стили костюма много раз: классицизм (директория, ампир), бидермайер, второе рококо, позитивизм, модерн… Женщины носили сначала туники, хитоны, шали, береты и тюрбаны, позже - замысловатые шляпы с обилием цветов на них, туго утягивающие талии корсеты. А каких только причёсок не было в то время – с декоративными элементами, накладками, шиньонами и косами, волосы мелко завивали и мужчины, и женщины, а уж уход за усами требовал немалых усилий! Тогда же появляется и детский костюм – его выделяют в «отдельное производство». Большие изменения претерпел и военный костюм, были введены гражданские мундиры для чиновников и служащих разных ведомств и учреждений.

Рассказ о моде времён Пушкина, Лермонтова и Гоголя сопровождался чтением отрывков из их произведений, где очень ярко и красочно описывались наряды тогдашних модников и модниц.

А по окончании вечера каждый слушатель и зритель мог в буквальном смысле «прикоснуться ладонью к истории» - рассмотреть в подробностях платье, сшитое руками Анастасии Кривец, написать несколько строк, обмакивая перо в чернильницу, и полистать книги наших классиков с великолепными иллюстрациями известных художников…