Рейтинг@Mail.ru
 
 

Тарковские: отец и сын

В Год семьи в зале художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии ежемесячно проходят интерактивные лекции преподавателя факультета искусств СОГУ им. К. Хетагурова Георгия Цирихова в его авторской программе «Буквы и кадры», где раскрываются творческие грани членов семей известных литераторов, театральных деятелей и кинематографистов. Беседа «Отец и сын: Тарковские» была посвящена двум талантливым представителям российского народа – поэту и переводчику Арсению Тарковскому и его сыну, всемирно известному режиссёру Андрею Тарковскому. К мероприятию была сделана подборка интересных книг из фондов ННБ, рассказывающая об этих творческих личностях.

Георгий познакомил собравшихся с родословной Тарковских: по одним источникам, их род берёт своё начало от дагестанских князей, которые при Петре I были призваны на службу Российскому государству. Согласно другой версии, корни семьи Тарковских нужно искать в Польше.

Интересным получился биографический блок: Арсений сочинял стихи с самого детства, дружил с поэтами Серебряного века, считал себя учеником Марины Цветаевой. По окончании востоковедческого факультета московского вуза он занялся переводческой деятельностью в Средней Азии и на Кавказе. Участник Великой Отечественной войны, орденоносец, он стал инвалидом, потеряв в боях ногу. А самый первый его сборник стихотворений вышел в свет, когда поэту исполнилось 55 лет! Кстати, популяризацией творчества своего отца активно занимался сын Андрей. Они вообще были взаимодополняемы и как будто «перетекали» друг в друга всю жизнь – несмотря на то, что Арсений ушёл из семьи, когда сыну было всего 3 года. Но духовные нити и скрепы, протянувшиеся между ними, не смогли прервать ни годы, ни расстояния.

Каждый из них шёл к своему Олимпу самостоятельно, своим путём, но вполне осознанно. Андрей выбрал ВГИК и профессию режиссёра. И уже самый первый его фильм – «Иваново детство» - получил «Золотого льва» на Венецианском фестивале. Потом были «Андрей Рублёв», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение»… Яркий представитель так называемого «авторского кино», Андрей внёс свою немалую лепту в развитие мирового кинематографа.

Сравнивая характеры и творческие методы двух близких людей – отца и сына Тарковских – приходишь к выводу: у них на протяжении всей жизни шло постоянное взаимодополнение, были одинаковые образы странников, людей ищущих, алкающих истины, равно как и одинаковое отношение к смерти: её просто не существует, люди и дела их бессмертны, они остаются в их творениях и в детях. И обоим Тарковским была присуща любовь к мировому искусству, их обоих отличала особенная начитанность, «наслушанность» и «насмотренность», дающие мощную культурную базу для творчества. Безусловно, их произведения – будь то стихотворные строки или кадры из фильмов – элитарны, они «не для всех», для их восприятия обществом опять же нужен богатый культурный фундамент, «вдумывание» и «вчувствование» в жизнь, - об этом и шёл оживлённый разговор со слушателями после лекции Георгия. А потом можно было посмотреть отрывки из вышеперечисленных фильмов Андрея, в которых проникновенно звучат стихотворения Тарковского-старшего – и как будто разделяют ткань фильма на главы, а ритм камеры режиссёра Андрея очень схож по ритмике со стихами Арсения, - и никакой статики, всё – и речь, и игра актёров – находятся в медиативном движении. И возникает тот самый феномен «мурашек по телу», когда фильм и стихи из него проникают в тебя – и делают тебя чуть светлее и выше…