«Его Призвание: быть желанным в своём таланте!»
В экспозиционном зале Национальной научной библиотеки Северной Осетии открылась персональная выставка «Скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство» заслуженного художника Республики Южная Осетия Андрея Касабиева.
Его работы находятся в личных коллекциях Президента России В.В. Путина, Министра обороны РФ С.К. Шойгу, Митрополита Московского и всея Руси Кирилла, Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова и многих других знаковых людей нашей страны и зарубежья. Он принимал участие в коллективных выставках художников Осетии, фестивалях «Дни культуры Осетии в Сочи», «Мир Кавказа» (г. г. Астрахань, Анапа, Нальчик), Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного искусства «Красота земли Российской» в рамках IX Международного фестиваля «Окно в Европу» (г. Санкт-Петербург), XII Международной выставке-продаже «Формула рукоделия» (г. Москва), выставке юго-осетинских художников «Южная Осетия – Крым» (г. Симферополь), Международной выставке-конкурсе современного искусства «VANGARD ТODAY» (г. Москва); у самого Андрея было несколько персональных выставкок в Цхинвале и Владикавказе. Его кредо: «Желаю ощущать Природу в своей хрупкой гармонии, чтобы она отзывалась в унисон в моём стремлении к Непостижимому и видеть в ней неоконченную заполненность… Хочу одним чистым дыханием постичь в этой неземной пустоте своё призвание: быть желанным в своём таланте!»
За его плечами – детская художественная школа, Цхинвальское художественное училище им. М. Туганова и один курс отделения изобразительного искусства факультета искусств Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. А потом – потом была война, получившая название грузино-осетинского конфликта, голод, холод, разруха, - и юноше было уже не до искусства. Надо было выживать. А в 1995 году он впервые вырезал красивую курительную трубку из самшита – и как будто бы проснулся: творчество поглотило его целиком и полностью на все последующие годы.
Представляя Андрея публике, искусствовед, заслуженный деятель искусств РСО-А Зара Газданова рассказала о том, что любимым исходным материалом для скульптора является дерево орех «с его удивительной обнажённой пластикой, привлекательностью, гладкой структурой золотисто-бежевого цвета, напоминающей металл, из которого он создаёт поначалу предметы быта (чаши, бокалы), затем более сложные произведения декоративно-прикладного искусства, сложнодекорированные осетинские чаши, а также женские украшения (подвески, бусы), изящные нагрудные украшения с такой тончайшей резьбой, что забываешь, что перед тобой дерево… Технология его обработки сродни такой ювелирной технике, как скань, филигрань, где ажурный узор из золота, серебра напаян на металлический фон. Из кавказского ореха делает скульптор и главные свои произведения: сложные многофигурные, многоярусные чаши, наполненные глубокими философскими смыслами – о вечном, о могуществе богов и о людях, воздающих им земные почести… Художник буквально чувствует душу своих произведений, мысль бежит быстрее рук, всё надо успеть, не забыть, работает так, чтобы дерево не успело пересохнуть, чтобы мысль не убежала, не растворилась… Это удивительное дерево, его фактура, структура, цвет всё чаще наталкивало Андрея на мысль о другом материале – металле. И, несмотря на огромные трудности, отсутствие своих литейщиков (отливать каждую вещь приходилось выезжать из республики), в бронзе он создаёт одни из главных произведений в свой жизни. Основные темы остаются прежними – герои эпоса, темы борьбы и страданий, и металл как нельзя лучше подходит к решению этих задач. Скульптура из металла – мечи, кинжалы - тоже не просто так. Это святые для него вещи-символы – как память о предках: «Крест», «Пленник», «Спящий клинок», «Туман над рекою», «Поцелуй амазонки»… В бронзе он особенно заметно проявляет себя как скульптор самобытный, ни на кого не похожий. Он фантазёр и психолог одновременно. Не боится во имя своей идеи сломать, казалось бы, найденную форму («Крик»). Во всех его работах («Танго», «Слеза», «Рождение арфы-2», «Утро», «Серебряная мечта») есть своя тайна, какая-то загадка, заставляющие вовлечь в творческий процесс художника каждого, кто знакомится с его скульптурой».
Есть на выставке графическая серия рисунков-набросков в стиле модерн – композиционно острых, изящных, поразительно красивых почти театральных костюмных эскизов.
Много добрых слова в адрес Андрея Касабиева было сказано председателем Союза художников РСО-А Таймуразом Маргиевым, искусствоведом Маргаритой Плиевой, его коллегами - художниками и скульпторами, а народный поэт Осетии Ирина Гуржибекова посвятила ему своё стихотворение. Закончилось мероприятие небольшим концертом и фуршетом.
А в Книге отзывов появились первые отклики на выставку: «Каждая ваша работа несёт в себе магическое таинство, культуру, философию бытия…»; «… Это настолько глубоко и пронзительно – насквозь. Ты – творец. А твоё творчество – настоящая магия и таинство…»; «Через боль и переживания рождается настоящее искусство… Настоящее – глубокое и красивое… Вдохновения, Художник!»