Места, связанные с именем Коста Хетагурова
МЕСТА, ГДЕ ЛЮБИЛ БЫВАТЬ КОСТА, ГДЕ ЖИЛИ БЛИЗКИЕ ЕМУ ЛЮДИ
Помещение владикавказского общественного собрания
В середине декабря 1901 года Коста из Ставрополя переезжает во Владикавказ, решив обосноваться здесь. Он принимает деятельное участие в общественной жизни города. 30 января 1902 года Обществом распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области был устроен театральный вечер в помещении владикавказского общественного собрания по программе: «Дуня», фантазия в 4-х картинах, сочинение Коста. Живые картины: «Водопад», «Кавказский пленник», «Любовный напиток» в постановке К. Хетагурова.Ограда осетинской церкви. Здесь Коста встретился с будущим корифеем осетинского языка, академиком Васо Абаевым http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=354.
«Моя первая случайная встреча с Коста Хетагуровым произошла в 1902 г. во Владикавказе в ограде осетинской церкви. Церковь стоит в самой высокой части города, откуда открывается красивый вид на Владикавказскую равнину – на севере и на Главный Кавказский хребет в противоположной южной стороне. Гигантскими наростами высятся великаны – Казбек, Столовая гора, Джимарай-хох, Адай-хох и другие. Отсюда и весь город как на ладони. К территории церкви примыкал школьный фруктовый сад… Я учился тогда в последнем классе осетинской школы на бывшей Святополковской улице. Школьный сад примыкал к ограде церкви. Однажды, во время перемены, когда мы были все в саду, кто-то закричал, что в ограде церкви находится Коста Хетагуров. Забыв обо всем, ученики старших классов бросились туда. Там возле свежей могилы стояла группа людей. В их числе был и Коста Хетагуров. Все мы, точно онемев, молча, не сводя глаз, смотрели на любимого поэта, ловили каждое его слово…» ( Абаев В. Коста Хетагуров и его время.– Тбилиси, 1961.– С.24,26)
Сапицкая будка
В 1898 г. во Владикавказе проходил съезд учителей сельских школ Терской области. На съезде присутствовало много представителей осетинской интеллигенции. Участники съезда, узнав, что во Владикавказ приехал Коста со своим двоюродным братом Андукапаром, решили ознаменовать этот визит дружеской встречей, которая состоялась на Сапицкой будке.
Фото из книги: «Вы так мне дороги...».– Владикавказ: Ир, 2009.– С. 145.
Александровский проспект (ныне – проспект Мира).
Здесь Коста часто бывал у своего родственника фотографа Садулла Джанаева. И квартира, и мастерская его располагались на Александровском проспекте в нижнем этаже дома, нынешнего Республиканского художественного музея им. М.Туганова.
На Александровском проспекте впервые встретил Коста Хетагурова будущий известный осетинский писатель Арсен Коцоев, специально для этого приехавший из Ардонской семинарии в числе других семинаристов.
Улица Веры Тибиловой, 25.
Здесь, в доме Василия Хетагурова, с Коста связан очень интересный эпизод. Он впервые спел «Додой» («Горе»). На празднике у Хетагуровых Коста попросили прочитать новое написанное им стихотворение. Коста согласился, но не прочитал, а спел знаменитое свое стихотворение. «Коста пел, а люди вокруг него плакали: плакали старики, плакала молодежь, в соседней комнате плакали женщины…».
Ул. Тарская 42, (ныне Цаголова, 42)
Здесь жила семья Александра Цаликова почти все время пребывания во Владикавказе. Александр Цаликов преподавал «Закон божий» в осетинской женской школе. Там же работала его дочь Юлиана, а, младшая, Анна, училась. Вместе со священником жила его мать и брат Асаге с семьей. Позже Коста часто бывал в квартире на той же улице, которую Цаликовы временно снимали в доме полковника Коченова (ныне – ул. Цаголова, 27). В этой квартире Коста Хетагуров даже прожил около года, попросив своего друга о. Александра уступить ему под мастерскую свою комнату для работы над новой заказной картиной – портретом государя Александра III.
Краснорядская улица (ныне ул. Гаппо Баева, 35).
Коста Хетагуров впервые познакомился со священником владикавказского Спасо-Преображенского собора Александром Цаликовым и его семьей в доме священника Михаила Сухиева на Краснорядской улице во Владикавказе. Здесь они занимали первый этаж. Недалеко от чугунного моста по ул. Краснорядской, № 32 (ныне ул. Г. Баева) на квартире жил Ибрагим Шанаев. В этом гостеприимном доме останавливался по 2–3 месяца Коста Хетагуров. В 80-х годах 19 века Коста написал портрет матери Ибрагима Шанаева – Тхостовой-Шанаевой Тутти.
https://lifeli.livejournal.com/192907.html
Есть сведения, что Коста назвал свою поэму «Фатима» в честь дочери Ибрагима, а имя своего старшего друга дал главному герою поэмы.
«...Коста был большим другом семьи Шанаевых. В их доме поэт чувствовал себя полноправным хозяином, являлся организатором вечеров, куда стекалась вся осетинская интеллигенция того времени. Коста Хетагуров-художник в качестве прототипов своих картин использовал сыновей Ибрагима Шанаева. Для своей картины «Дети на каменоломне» он для композиции старшего мальчика, изображенного сидящим с молотом, использовал старшего сына Ибрагима Шанаева Рустема, а для мальчика, который стоит в войлочной шляпе, Коста зазывал к себе младшего сына Ибрагима Шанаева Биби, имевшего привычку по утрам в одной рубашонке убегать к Коста, который угощал его разными сладостями, стараясь удержать его у себя для зарисовки картины. Однако Биби, получив от Коста сладости, убегал, и Коста приходилось его снова вызывать к себе...», – пишет в своих воспоминаниях народный художник Осетии Махарбек Туганов.
Занимаясь поэзией, живописью и принимая активное участие в общественной жизни, Коста устраивал выставки своих картин, участвовал в спектаклях, писал театральные декорации.
Так, во владикавказском Коммерческом клубе с 28 ноября по 7 декабря 1887 г. состоялась выставка картины К. Хетагурова «Святая Нина - равноапостольная просветительница Грузии». Выставка вызвала большой интерес в самых разных кругах среди населения города; ее посетили 846 человек. Во Владикавказе выставлялись также картины Коста: «Скорбящий ангел», «На школьной скамье жизни» и др. Одна из этих выставок была в доме Каракозова, напротив Городского сада.
Квартира А.Г. Бабича (в настоящее время в этом здании находится республиканская дорожная служба РСО-Алания).
Коста дружил с художником и журналистом А.Г. Бабичем и даже жил у него на квартире. «Участок земли нынешнего Северо-Осетинского научно-исследовательского института когда-то принадлежал моей сестре, Екатерине Акимовне Бабич, – писала сестра Екатерины Акимовны. - Большого дома тогда на нем не было. Был двор с несколькими деревьями и скамейками, небольшой домик в четыре комнаты, сдававшийся в наем, а напротив, через двор, старая постройка - домик в три небольших комнатки. В двух из них жила сестра с мужем, а в третьей они устроили Коста. Здесь, в саду, он часто рисовал театральные декорации".
Ул. Тарская (ныне Цаголова,31)
Здесь находилась осетинская женская школа. В 1891 г. Коста был инициатором протеста против закрытия школы по распоряжению экзархата Грузии и написал протест на имя обер-прокурора святейшего синода Победоносцева. В 1897 г. в статье «Маленькая история», написанной к 35-летию существования этой школы, единственного источника женского образования для горянок, Коста восстанавливает во всех подробностях историю этой школы, историю ее закрытия и борьбы за восстановление.
«...Трудно передать глубину горя, причиненного осетинам этим событием. Не предупрежденные родители после рождественских праздников стали привозить своих детей... Вереницы арб запрудили улицу... Продрогнувшая толпа детей стучится и просится под знакомый кров...Перед нею запирают двери...гонят прочь, не позволяя даже обогреться после далекого пути в арбе по морозу...Родители недоумевают...Дети плачут, не желая возвращаться в аулы, и дрогнут на улице до позднего вечера...
За что? Для чего? По какому праву?..».
Здесь предположительно проживала семья Шредерс.
Коста поддерживал дружеские отношения с ними – Владиславом Доминиковичем, мировым судьей, и его женой Варварой Григорьевной, активной общественной деятельницей в области просвещения, основательницей первой общественной библиотеки во Владикавказе (ныне Национальная научная библиотека РСО-Алания). Коста часто бывал на квартире у Шредерс, даже тогда, когда, не имея права проживания во Владикавказском округе, инкогнито приезжал во Владикавказ. Он посвятил несколько стихотворений В. Шредерс, подарил одну из своих работ – картину «Горянка» с дарственной надписью: «Вы первая заронили луч света в наши темные аулы, вы первая призвали горянку к учению…».
Варвара Григорьевна Шредерс (1852–1902), урожденная Ломоносова, из обедневшего дворянского рода из Смоленщины. По инициативе Шредерс во Владикавказе была открыта женская воскресная школа, общественная библиотека (1895) и двухклассное училище, которое в 1898 г. было преобразовано в прогимназию. Дом Шредерс был местом встречи прогрессивной многонациональной интеллигенции Владикавказа, местом дружеских свиданий и горячих дискуссий. Здесь частым гостем бывал Коста. В письме к Юлиане Цаликовой Хетагуров писал: «Когда моя высылка из Терской области еще не была отменена, я раза три на пасху приезжал инкогнито, и уже тогда они никого не принимали, исключая тех, с которыми я хотел повидаться». Однажды к Шредерс приехал с визитом генерал Каханов с женой. Они сидели в гостиной, а в задних комнатах скрывался Коста. Он был в это время болен, и Шредерс возила его к доктору Городновскому, который отнесся к больному с большим вниманием.
29 декабря 1902 г. Коста Хетагуров проводил В.Г. Шредерс в последний путь. Ее похоронили в ограде Линейной церкви (ныне на этом месте парк Жуковского) и, как сообщает газета «Кавказ», Коста выступил с прощальной речью.
Угол ул. Лорис-Меликовской и Воронцовской (ныне – ул. Ленина и Бутырина).
В помещении Владикавказского окружного суда Коста в 1890 г. в течение нескольких дней присутствовал на процессе по делу Каирова об убийстве членов семьи крестьянина Прокофия Маринича. Спустя несколько лет, в 1899 г., в статье «Неурядицы Северного Кавказа» Коста обнародовал факты заранее сфабрикованного этого несправедливого обвинения Каирова, как свидетельство бесправия и беззакония, творившихся на царских окраинах.