М О Я О С Е Т И Я
Проект «Осетия в изобразительном искусстве» - итог многолетних разысканий в республиканском архиве, каталогах и фондах библиотеки, монографиях, периодических изданиях, каталогах российских и зарубежных музеев и неоднократных письменных обращений составителя непосредственно в музеи. Это первая попытка собрать воедино наследие художников, побывавших на Кавказе в XVІІІ-XІX вв., восхищенных прекрасной страной – олицетворением, по словам Максима Горького, неоднократно бывавшего в Осетии, «грандиозной красоты и силы», и запечатлевших на своих полотнах пейзажи и внешний облик жителей края.
Автор – заслуженный работник культуры РСО-А Людмила Хмелева, долгие годы возглавляющая отдел искусств ННБ, один из авторов книги «Знаменитые люди на берегах Терека» (Владикавкз: Изд-во СОГУ, 2011), составитель сборника «Деятели культуры во Владикавказе» (М., 1995), ряда библиографических указателей, буклетов, многочисленных краеведческих публикаций в периодике.
Самокиш Н. С. Путешествие Императора Николая І по Кавказу : рисунок. 1895. Местонахождение неизвестно.
Каразин Н.Н. Путешествие Императора Николая І по Кавказу в 1837 году : рисунок. Местонахождение неизвестно.
Император Александр ІІ на смотру под Владикавказом в 1871 году : рисунок. На рисунке надпись : Барон Корфъ. 1895. Местонахождение неизвестно.
Каразин Н.Н. Высочайший смотр во Владикавказе в 1888 году : рисунок. 1894. Местонахождение неизвестно.
Каразин Н.Н. Возвращение Марии Федоровны во Владикавказ со станции Казбек : рисунок. 1894. Местонахождение неизвестно.
Счастливы должны быть осетины, измеряя славные корни свои…
Н. Рерих
В самом центре Кавказа, на стыке Европы и Азии лежит древняя осетинская земля. Богата и разнообразна ее природа: исполинские горные хребты, покрытые вечными снегами, стремительные реки, темные глубокие ущелья, светлые зеленые долины, ледники, спускающиеся прямо к заповедным лесам, альпийские луга с причудливыми узорами цветов, звенящие хрустальной чистотой пенистые водопады – все это создает удивительную по красоте картину.
Прекрасна природа Осетии, но не менее интересны и самобытны живущие на этой земле осетины – потомки легендарных алан.
«Давно уж русские поэты прославили Кавказ
Они с любовью описали
Наш милый край и нас…»
И. Тхоржевский
В 1829 году в Осетии побывал великий русский поэт А. С. Пушкин. «Мы достигли Владикавказа, прежнего Капкая, преддверия гор. Он окружен осетинскими аулами. Я посетил один из них…; женщины их прекрасны», – так писал поэт в «Путешествии в Арзрум».
Позже в «Евгении Онегине» – «энциклопедии русской жизни» – поэт восклицал:
«Так я, беспечен, воспевал
И деву гор, мой идеал».
Декабрист Александр Беляев после сибирской каторги служил на Кавказе. Он автор «Воспоминаний декабриста о пережитом и перечувствованном». У переправы через Терек близ Моздока Беляев наблюдал, как осетины вылавливали в реке ветки, используемые в качестве топлива.
Он писал: «Особенную ревность и живость тут высказывала одна осетинка лет 17. Это была одна из тех южных красавиц, перед которыми остановишься невольно, где бы ее не встретил. Осетинки вообще очень красивы, но эта перед ними была идеалом. Она была в своем национальном костюме довольно грубой материи, что показывало её бедное положение. Жилищем её была сакля на берегу Терека… Лицо её выражало восхищение, когда ей удавалось перехватить и положить возле себя какой-нибудь сучок. Как смоль черные волосы её, раскинувшиеся от её усиленных и в то же время самых грациозных движений, роскошными прядями падали по её плечам необыкновенной белизны. Она была высока, стройна и вообще прелестна».
Сотник Владикавказско-Осетинского полка А. В. Верещагин, родной брат знаменитого русского художника, принимавший участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов с восхищением писал: «Я побывал в осетинском дивизионе. Какой же видный народ осетины, молодец к молодцу, точно как на подбор. Весь дивизион состоял из охотников. Что мне в особенности бросилось в глаза у осетин, это их осанка и походка. Каждый осетин имел походку точно князь какой и выступал важно, степенно, с чувством собственного достоинства».
Максим Горький, неоднократно бывавший в Осетии, писал: «Я так горячо люблю эту прекрасную страну – олицетворение грандиозной красоты и силы, ее горы, окрыленные снегами, долины и ущелья, полные веселого шума быстрых, певучих рек и ее красивых, гордых детей».
Художники свое восхищение выразили в произведениях изобразительного искусства, на которых запечатлены осетины.
Потоцкий Я. Осетин, конец XVIII в. Рисунок. Местонахождение : Национальная библиотека Франции. Кабинет эстампов.
Потоцкий Ян (1761-1815)
Российский академик, граф из рода польских магнатов, автор знаменитого романа «Рукопись, найденная в Сарагосе», прекрасный рисовальщик. Ян Потоцкий на собственные средства совершил путешествие по Северному Кавказу в 1798 году. В ноябре около двух недель провел в Моздоке, делая записи и зарисовки о своем путешествии.
В 1829 году в Париже вышел его путевой дневник «Путешествие в Астраханские и Кавказские степи». В издание включены изобразительные материалы, которые в настоящее время хранятся в кабинете эстампов Национальной библиотеки Франции, и среди них знаменитый рисунок «Ингуш и осетин» – первое изображение осетина в национальном повседневном костюме: короткой черкеске без выреза на груди, борта которой стянуты тремя парами завязок (в отличие от праздничного костюма – с открытой грудью и газырями).
Беггров К. П. Осетин и осетинка. Начало XIX в. Рисунок. Местонахождение неизвестно.
Беггров Карл Петрович (1799-1875)
Литограф, акварелист. Учился в Академии художеств у М. Воробьева. В 1818 году обратился к литографии – новой для России технике и зарекомендовал себя как незаурядный литограф. С 1825 года – литограф при Главном управлении путей сообщений. С 1832 года – академик Академии художеств.
Литографии были созданы под прямым воздействием Е. Корнеева, бывавшим на Кавказе, собраны в альбом «Народы, живущие между Каспийским и Черным морями» и изданы Обществом поощрения художников в 1822 году. Альбом находится в Музее книги Российской государственной библиотеки.
Изображение осетина на рисунке К. Беггрова идентично рисунку Я. Потоцкого по сюжету и технике исполнения. В данный временной период допускались заимствования, реминисценции фрагментов из рисунков других художников при создании гравюр на этнографические темы.
Челищев П. И. Осетин в зале у главнокомандующего, 1836. Акварель. Местонахождение: Государственный Эрмитаж
Челищев Платон Иванович (1804-1859)
Потомок древнего рода, русский офицер, генерал-майор. В 1836 году был командирован на Кавказ. Через год вышел в отставку, путешествовал по Европе. С 1841 года – вновь служит на Кавказе в Грузинском гренадерском полку. Неоднократно гостил у коменданта Владикавказской крепости П. П. Нестерова, написал несколько его портретов, а также одним из первых запечатлел Владикавказ («Вид из окна моей квартиры. 1846 год, окт. 24»).
Стремлением «заглянуть в середку орлиного гнезда, подсмотреть птенцов его врасплох» объяснялось желание Челищева запечатлеть портреты горцев. Так был написан «Осетин в зале у главнокомандующего».
«Ставшие под русские знамена осетины сумели сохранить национальное своеобразие. Это сказывается прежде всего в одежде воина – ладно пригнанной черкеске, украшенной газырями, в характерном жесте руки, даже в мирной обстановке положенной на рукоятку кинжала с всегдашней готовностью обнажить клинок. В постановке фигуры - широко расставленных ногах, придающих ей устойчивость, – видна привычка к седлу; в низком наклоне головы и тяжелом взгляде из-под нависших бровей, в загнутых книзу усах, наконец, в наголо бритом черепе – сильный характер «сынов Кавказа», привыкших к «вольной, свободной жизни», – писала искусствовед А. В. Корнилова.
Рисунки Челищева собраны в альбоме – уникальном историко-бытовом документе эпохи, который хранится в Эрмитаже.
Гагарин Г. Г. Благородный Хазбулат – осетин, 40-е годы XIX в. Рисунок. Местонахождение : Государственный Эрмитаж.
Гагарин Григорий Григорьевич (1810-1893)
Потомственный князь, сын российского дипломата и сам дипломат. Ученик Карла Брюллова. Вице-президент Академии художеств. Друг Пушкина и Лермонтова.
С мая 1840 по 1856 годы с некоторыми перерывами Гагарин жил и активно работал на Кавказе. Его труды собраны в альбомах «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа».
Гагариным оставлены прекрасные портреты горцев в их национальных костюмах, виды Военно-Грузинской дороги, акварели «Владикавказ».
Рисунок, ставший основой герба Владикавказа, выполнен рукой Гагарина. Проект чертил архитектор Самуил Уптон.
По проектам Гагарина в кавказских городах построен ряд соборов в «византийском стиле», в т.ч. церковь Вознесения Господня (Алагирский собор) в Осетии.
Гагарин Г. Г. Осетинский князь Казбек, 40-е годы XIX в. Рисунок. Местонахождение : Государственный Эрмитаж.
Верещагин В. В. Осетин Измаил, 1863. Рисунок. Местонахождение неизвестно.
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)
Известный русский художник. Учился в Академии художеств. Трижды побывал на Кавказе – в 1863, 1865, 1897 годах. В поездках вел походный альбом зарисовок. Выполнил ряд картин, этюдов, отражающих людей, природу, архитектурные памятники Кавказа – «Осетин Измаил», «Армянин из Моздока», «Джигитовка», «Остатки замка царицы Тамары в ущелье Дарьяла», «Гора Казбек» (Государственный Русский музей) и др. Автор трех литературных очерков, содержащих интересную географо-этнографическую информацию о Кавказе.
Верещагин участвовал в военных действиях 1877-1878 годов на Балканах, лично наблюдал добровольцев из «осетинского дивизиона». На картинах Верещагина «Перед атакой. Под Плевной. 1881». (Государственная Третьяковская галерея) и «Шипка – Шейново (Скобелев под Шипкой).1883-1888» (Государственный Русский музей) рядом с генералом Скобелевым изображен его ординарец С. Хоранов, которого называли «летучий сотник». «Хоранов, как буря, носился с приказами генерала по линии войск, не зная устали, совершенно не опасаясь ружейного и пушечного огня», – вспоминал один из участников той войны.
С. Хоранов за боевые заслуги получил звание есаула, был награжден высокими боевыми орденами Святой Анны, Святого Станислава и Святого Владимира с мечами и бантом.
Верещагин был знаком с Коста Левановичем Хетагуровым, осетинским поэтом и художником, со времен учебы в Академии художеств. Они неоднократно встречались и позднее. Подтверждают это воспоминания известного русского журналиста М. Ф. Дороновича, работавшего в газетах «Казбек», «Терек», который, в свою очередь, познакомился с Хетагуровым в доме пятигорского врача Иодкевича. В 1904 году М. Доронович виделся в Порт-Артуре с В. Верещагиным и записал в своем дневнике: «В 1904 году посчастливилось мне в Порт-Артуре встретиться с художником В. В. Верещагиным, высоко ценившим Хетагурова. Верещагин очень лестно отзывался о нем, как об одаренном человеке. Мне же, помню, Коста Леванович с большим огорчением жаловался, что подаренный ему Верещагиным ящик с красками у него украли».
Горшельт Т. Аслан-Бек, казак конвоя наместника кавказского, 2-я пол. XIX в. Рисунок. Местонахождение неизвестно.
Горшельт Теодор (Федор Федорович) (1829-1871)
Знаменитый немецкий живописец и рисовальщик. Родился в Мюнхене, учился там же в Академии художеств, затем у известного баталиста А. Адана. Любил путешествовать, мечтал побывать на Кавказе. Пламенное желание увидеть Кавказ осуществилось в 1858 году, и средства на эту поездку ему дала продажа трех картин Вюртембергскому королю. Получив в Германии рекомендательные письма к главнокомандующему на Кавказе князю А. И. Барятинскому и Крузенштерну, служившему на Кавказе, художник отправился в путешествие. На Кавказе он не только рисовал, но наравне с солдатами принимал участие в сражениях. За храбрость удостоился высоких воинских наград – орденов Святого Станислава III степени с мечами, Святой Анны III с мечами и Крестом в честь победоносного завершения Кавказской войны.
За пять лет (с 1858 по 1863 годы) Горшельт превосходно узнал Кавказ, его удивительную природу, горцев, познал жизнь солдат. Свои впечатления описал в письмах и отобразил в рисунках, акварелях, картинах, которые затем были собраны в большой «Кавказский военный цикл». По широте и глубине воплощения этой темы никто из русских художников не может с ним сравниться. Кавказские альбомы были приобретены Александром II и переданы библиотеке Академии художеств.
Горшельт был лично знаком с Императором и в 1862 году включен в свиту Императора Александра II во время его поездки по Кавказу.
По «высочайшему повелению» Горшельт был назначен академиком батальной живописи Академии художеств.
Самокиш Н. С. Юный осетин, 2-я пол. XIX в. Рисунок. Местонахождение неизвестно.
Самокиш Николай Семенович (1860-1944)
Выдающийся баталист, рисовальщик и аквафортист. Уроженец Черниговской губернии, детство провел в Луцке у своего дяди, учителя и библиотекаря, который и дал ему первоначальное образование. Благодаря старинным книгам из дядюшкиной библиотеки, богато иллюстрированным, изображающим военные баталии, воинов в шлемах, с саблями и щитами, которые он усердно копировал, проявилась любовь к рисованию.
Учился в Академии художеств у Б. Виллевальде и П. Чистякова. Был награжден серебряными и золотыми медалями.
С 1885 по 1889 годы совершенствовался в Париже у Детайля.
Неоднократно бывал на Кавказе, числясь при войсках для написания батальных сцен, а также с целью сбора материалов для работ, изображающих пребывание Императора Александра III и его супруги на Кавказе.
Состоял с художниками Ф. Рубо и М. Зичи членом комиссии по сооружению Тифлисского военного музея в 1888 году.
Художником подготовлены коронационные альбомы Императора Александра III и Императора Николая II; Великокняжеская, Царская, Императорская охота в России в 3–х томах и др.
Увлекаясь аквафортным графированием, Самокиш выпустил в свет более 30 листов, изображающих преимущественно бытовые сцены, в которых участвуют солдаты, крестьяне, лошади.
Слава, известность Самокиша не столько основана на батальных картинах масляными красками («Сражение при реке», «Защита Наурской станицы», «В горах Кавказа» и др.), сколько на эскизах, набросках, виньетках, черненных пером и изображающих с одинаковым мастерством как отдельные военные типы, охотничьи этюды, так и сцены из обычной жизни.
Самокиш – единственный русский художник, который в рисунках пером создал истинные шедевры, среди которых «Юный осетин».
Лансере Е. А. Осетин с убитой газелью, 70-е г. XIX в. : статуэтка : бронза. – Местонахождение: Курская областная картинная галерея.
Лансере Евгений Александрович (1848-1887)
Талантливый скульптор. Происходил из французской фамилии, поселившейся в России после Отечественной войны 1812 году. Родился в Моршанске, учился в Санкт-Петербургской гимназии и на юридическом факультете университета. В 1869 году получил степень кандидата.
Любительски занимался лепкой фигурок лошадей и людей. Две поездки в Париж дали ему возможность видеть образцовые произведения мелкой скульптуры в музеях и познакомиться с приемами отливки художественной бронзы.
Тематику и сюжеты большинства произведений скульптору подсказывали его богатые впечатления от многочисленных поездок по России. В 1870 году он побывал на Кавказе. Стены мастерской Лансере были увешаны разнообразными предметами, привезенными из этих поездок: холодным и огнестрельным оружием, седлами, одеждами горцев и кочевников, предметами их быта.
«Все более силы и таланта проявил Лансере в передаче разнообразных сцен из жизни… черкесов, грузин, осетин… Их жизнь на воле, среди гор и степей, лесов и долин… Но какой это конь! – полный характера, понятливости, смысла, чувства, самостоятельности. Что значит жить на свободе, в поле и горах, среди табунов, пасущихся на воле!», – писал критик В. Стасов.
Таковы работы Лансере «Табун кабардинских коней», «Джигитовка», «Осетин с убитой газелью» и др.
Ярошенко Н. А. Песни о былом, 1894. Холст, масло. – 106х133,5. Местонахождение : Государственный Русский музей.
Копия: Елдышев А. Песни о былом. 90-е годы XX в. Местонахождение : Музей-усадьба Ярошенко (Кисловодск).
Ярошенко Николай Александрович (1846-1898)
Кадровый военный. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге. В 1892 году вышел в отставку в чине генерал-майора и поселился в небольшой усадьбе в Кисловодске. Будучи военным по профессии, художником по призванию, он всю последующую жизнь посвятил живописи. Учился в Академии художеств.
Ярошенко трижды бывал в Осетии: в 1874 году, в 1886 – вместе с ученым Д. Менделеевым и его дочерью, которая оставила воспоминания об этой поездке; в 1888 – вместе с художниками Н. Н. Дубовским и Н. А. Касаткиным.
В альбоме 1874 года (Государственная Третьяковская галерея) хранятся карандашные наброски: «Аул Эльхот», «Владикавказ», «Дарьяльское ущелье» и др.
К 80-м годам XIX века относятся картины: «Казбек», «В горах Кавказа» (Полтавский художественный музей), «Терек ночью» (Дальневосточный художественный музей), «Терек» (Башкирский музей), «Кавказ» (Музей Республики Беларусь), «Военно-Грузинская дорога», «В Дарьяльском ущелье», «Дарьяльское ущелье» (этюд этой картины в частном собрании М. И. Ильиной, Москва) и др.
В доме Ярошенко гостили все знаменитости, приезжавшие на Кавказские Минеральные Воды. Ярошенко был дружен с семьёй священника Цаликова и Коста Хетагуровым. С Коста они гостили в аулах Урусбиевых и Крымшамхаловых. С известным карачаевским просветителем Исламом Крымшамхаловым вместе писали этюды, дискутировали, удили рыбу, ходили по горам.
Полотно Ярошенко «Песни о былом» (Государственный Русский музей) искусствоведы относят к вершине его творчества: в полутемной сакле у очага собрались горцы Северного Кавказа в национальных костюмах послушать сказителя из Осетии, который поет о нартах, о героических подвигах предков, о былой славе края.
В 1962 году в Кисловодске открыт мемориальный музей Ярошенко. В конце 90-х годов XX века кисловодский художник Александр Елдышев сделал копию картины «Песни о былом» специально для музея-усадьбы художника Ярошенко в Кисловодске.
Владикавказ – это крепость, которую можно рассматривать как ключ к Кавказу
и название которой аналогично её положению
Фредерика Фрейганг
У подножия величественных Кавказских гор в XVIII в. построена была военная крепость, запирающая вход в Дарьяльское ущелье.
Уже успевшие пожелтеть страницы истории сохранили запись о том, что 6 мая 1784 года «…при входе гор предписал я основать крепость на предназначенном по обозрению моему месте под именем Владикавказ» ( Рапорт № 117 от 25.04.1784 г. генерал-поручика П. С. Потёмкина генерал-фельдмаршалу Г. А. Потёмкину. РГВИА, ф. 52, оп. 1/194, ед. хр. 331, ч. 4, л. 21) Рапорт № 117 от 25.04.1784 г. генерал-поручика П. С. Потёмкина генерал-фельдмаршалу Г. А. Потёмкину
В 1781 году подполковник Леонтий Леонтьевич Штедер поставил точку на собственноручно изготовленной карте для будущей «крепости Владыкавказской». Автором проекта крепости был оберквартирмейстер подполковник Иоганн Фохт, а заложил её 6 мая 1784 года полковник Нагель.
31 мая 1860 года крепость была переименована в город, сохранив своё первоначальное название.
Географическое расположение Владикавказа благоприятно сказывалось на культурной жизни города. В XIX веке через него проходила важнейшая магистраль, соединявшая Россию с Закавказьем и его общественным и культурным центром – Тифлисом.
Совершая путешествия в Закавказье, через Владикавказ проезжали выдающиеся писатели, актёры, музыканты, художники: кто по служебному долгу, кто с концертами, кто проездом…
… Итак, по воле провиденья,
Заброшен я в Владикавказ,
И вам свои я впечатленья,
Друзья, поведаю сейчас.
Окрестность – дивные картины!
А город – новый Петербург!..
Коста Хетагуров
Многие выдающиеся русские художники XIX века, поддавшиеся очарованию «города у синих гор», оставили в своём творческом наследии живописное и графическое изображение Владикавказа.
Герб Владикавказа. Местонахождение : РГИА, ф. 1286, оп. 16, д. 17, л. 1-14.
Утверждён 31 марта 1873 года Императором Александром II. С 1917 года герб перестал существовать. Постановлением АМС г. Владикавказа № 124 от 12 июля 1994 года возвращён городу. Рисунок Г. Г. Гагарина, проект С. И. Уптона.
Гагарин Григорий Григорьевич (1810-1893)
Потомственный князь, сын российского дипломата и сам дипломат. Ученик Карла Брюллова. Вице-президент Академии художеств. Друг Пушкина и Лермонтова.Уптон Самуил Иванович (1812-1864)
Родился в Севастополе в семье инженера Джона Уптона, приглашённого в Россию графом Воронцовым из Англии. Джон Уптон стал полковником русской службы и занимался строительством сухих доков в Севастополе. Он дал своему сыну Самуилу прекрасное домашнее образование, рано заинтересовав его вопросами строительства и искусством зодчества.
Самуил Уптон в 16 лет был назначен главным архитектором Одессы. В 1844 году он получил предложение наместника Кавказа Михаила Ивановича Воронцова переехать на Кавказские Минеральные Воды и принять участие в развитии курортов.
Под руководством Уптона был построен водопровод в Пятигорске, нарзанные ванны в Кисловодске, Елизаветинская галерея у подножия Машука, галерея источника № 17 в Ессентуках. Проектировал дома, которые, словно сказочные островки готики, попали на Кавказ вместе с их автором: башни, стрельчатые окна, гулкие своды, романтические формы средневековых замков.
В 1851 году Уптону было присвоено звание академика императорской Академии художеств.
Последние годы Уптон жил и работал во Владикавказе. Здесь он разработал проект Герба Владикавказа (рисунок Г. Г. Гагарина), проектировал (вместе с Русаковским) городской русский театр и Михайло-Архангельскую церковь (с. Гизель).
Умер во Владикавказе. Могила утрачена.
Чернецов Никанор Григорьевич (1805-1879)
Сын иконописца из города Луха Костромской губернии, живописец и литограф. После окончания Академии художеств путешествовал с председателем «Общества поощрения художников» графом П. И. Кутайсовым по Кавказу (1829-1831), ведя путевой дневник в рисунках. В Петербург Чернецов привёз около трёхсот кавказских рисунков, которые имели большой успех у современников. В настоящее время «Кавказский альбом» Чернецова хранится в Государственном Русском музее.
Чернецов зарисовал все достопримечательности Военно-Грузинской дороги, его пейзаж «Дарьяльское ущелье» (1832) украшал кабинет А. С. Пушкина.
Чернецов – автор первого изображения крепости Владикавказ (1829).
На рисунке изображен Владикавказ, раскинувшийся на фоне гор и бывший в то время военной крепостью на подходе к Военно-Грузинской дороге. Слева на переднем плане хорошо видна следующая из Владикавказа на Екатериноград под охраной войск вереница экипажей, известная по литературе «оказия», без которой тогда было невозможно любое передвижение на Кавказе. Вдали виднеются крепостные стены, казармы, а с правой стороны низенькие строения Осетинской слободки.
Гагарин Г. Г. Владикавказ, 40-е г. XIX в. [3 акварели]. Местонахождение : Государственный Русский музей.
Гагарин Григорий Григорьевич (1810-1893)
Потомственный князь, сын российского дипломата и сам дипломат. Ученик Карла Брюллова. Вице-президент Академии художеств. Друг Пушкина и Лермонтова.
С мая 1840 по 1856 годы с некоторыми перерывами Гагарин жил и активно работал на Кавказе. Его труды собраны в альбомах «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа».
Рисунок, ставший основой герба Владикавказа, выполнен рукой Гагарина. Проект чертил Самуил Уптон.
По проектам Гагарина в кавказских городах построен ряд соборов в «византийском стиле», в т. ч. церковь Вознесения Господня (Алагирский собор) в Осетии.
Гагариным оставлены прекрасные портреты горцев в их национальных костюмах, виды Военно-Грузинской дороги, три акварели «Владикавказ».
Одна из них воспроизводит местность с фотографической точностью. Изображён первый деревянный Владикавказский мост, который построили в 1809 году. Он сохранился до 40-х годов XIX века. На мосту: семья русского солдата – ребёнок, женщина и мужчина в кубанке с объёмным тюком. По мосту верхом на ослике едет горец. Возле моста на правом берегу двое всадников, слева – часть дома. Вдали виден капитальный мост для проезда «оказий» и несколько домиков военного поселения.
Челищев П. И. П. П. Нестеров, 1841. Рисунок. Местонахождение : Государственный Эрмитаж.
Челищев Платон Иванович (1804-1859)
Потомок древнего рода, русский офицер, генерал-майор. В 1836 году был командирован на Кавказ. Через год вышел в отставку, путешествовал по Европе. С 1841 года – вновь служит на Кавказе в Грузинском гренадёрском полку. Неоднократно гостил у коменданта Владикавказской крепости, написав несколько его портретов.
Нестеров был хорошо знаком с Лермонтовым. Нестерова поэт впервые увидел во Владикавказе в 1837 году. Под именем владикавказского полковника «Н» Лермонтов трижды упомянул его в романе «Герой нашего времени». При жизни поэта получил он чин майора и только в 1842 году – полковника.
Надо думать, Нестеров не случайно оказался прототипом приятеля Печорина. Окружающие видели в нём человека просвещённого. Владикавказская библиотека Нестерова содержала французские издания, и ею пользовались офицеры, служившие в крепости. «Это была замечательно симпатичная и образованная личность, – вспоминал о Нестерове А. М. Дондуков-Корсаков, – весёлая натура его, доброта и обходительность привлекали к нему положительно всех. Нестарых ещё лет …он считался в то время старым кавказцем. Своею любезностью, гостеприимством он был положительно душою общества. Дом его открыт был для всех».
В воспоминаниях современников «владикавказский полковник» предстаёт высоким, стройным и красивым офицером. На акварельном портрете 1841 года сослуживца Лермонтова, поручика артиллерии барона Д. П. Палена «П. П. Нестеров и А. В. Россильон» – это крупный, слегка отяжелевший человек в распахнутом сюртуке без эполет. На нём неформенные, кавказского покроя, штаны верблюжьего сукна. Ослепительно белая тонкая рубашка с отложным воротником, холёные, загнутые книзу усы, гладко выбритые щёки и безукоризненно зачёсанная каштановая шевелюра – всё выдаёт натуру флегматическую, привыкшую к комфорту.
Именно таков он и на рисунке П. И. Челищева, на котором уютно развалился в глубоком кресле владикавказской квартиры у письменного стола с объёмными папками документов, озаглавленные надписью «Владикавказ».
Первоначально проспект во Владикавказе носил его имя.
На рисунке «Вид из окна моей квартиры, 1846 год, окт. 24» Челищев запечатлел Владикавказ. На фоне цепи гор в пасмурную погоду видны два домика, турлучная хатка с соломенной крышей, обведённая со стороны улицы забором для палисадника, дом с двускатной крышей. За ним – фруктовые деревья. У дома на скамье сидит женщина, а у её ног – двое играющих детей. На фоне ворот стоят два оживлённо беседующих солдата, один из которых держит на плече ружьё.
Пален Д. П. П. П. Нестеров и Л. В. Россильон, 1841 Акварель. Местонахождение : Государственный Эрмитаж.
Дьяконов А. П. Владикавказ, 40-е г. XIX в. Рисунок. Местонахождение : Государственный Русский музей.
Дьяконов А. П.
Сведения о нём не найдены. Возможно, он был художником или любителем из среды офицеров, служивших на Кавказе в 30-40-х годах XIX века. В Государственном Русском музее находится альбом его рисунков и акварелей, среди которых «Военно-Грузинская дорога», «Белая речка под Николаевской станицей», «Николаевская станица», «Казачий пост на Кавказе», «Моздок» и др.
Каразин Н. Н. Общий вид города Владикавказа, 60-е г. XIX в. Гравюра [по фотографии]. Местонахождение неизвестно.
Каразин Николай Иванович (1842-1908)
Родился в Харькове в семье отставного штаб-ротмистра, внук основателя Харьковского университета. Окончил Московский кадетский корпус. Будучи молодым офицером, оставил удачно начатую военную карьеру, вышел в отставку в чине штабс-капитана и поступил в Академию художеств в «батальный» класс академика Б. Виллевальде.
Каразин – неутомимый путешественник, член научной экспедиции в Среднюю Азию, где собирал этнографический материал и издавал путевые очерки со множеством иллюстраций; участник Туркестанской военной экспедиции, его боевые заслуги отмечены орденами и золотым оружием; в середине 1870-х годов отправляется на сербско-турецкую войну, где фактически впервые в России становится военным журналистом-иллюстратором, а позже принимает участие и в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
Каразин один из основателей «Общества русских акварелистов» и постоянный участник его выставок.
Яркий талант живописца сочетался в нем с незаурядным литературным дарованием. Им написано более двадцати томов художественных произведений.
В 1890 году Каразин издает альбом «С севера на юг: путевые воспоминания старого журавля». Николай Каразин – автор картин: «Высочайший смотр под Владикавказом в 1888 году», «Возвращение Марии Федоровны во Владикавказ со станции Казбек», «Путешествие Императора Николая I по Кавказу», представляющих собой исключительную историческую ценность, а также работ «Аул на вершине», «Лезгинка, осетинский танец» и др.
В 60-е годы Н. Каразин и М. Рашевский создают известную гравюру «Общий вид города Владикавказа» (по фотографии) для журнала «Иллюстрация» в связи с получением Владикавказом статуса нового города империи.
Виллевальде Б. П. Вид Владикавказа, 1860. Холст, масло. – 112х165. Местонахождение: Государственный Русский музей.
Копии : Жильцов С. М. Кавказ, 50-е гг. XIX в. Местонахождение : Мемориальный музей «Домик Лермонтова» (Пятигорск). Жильцов С. М. Вид Владикавказа, 1871. Холст, масло. – Местонахождение : Вологодская областная картинная галерея.
Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович (1818/19-1903)
Родился в Павловске. Первоначально изучал живопись у иностранного художника Юнгштедта, в 1832 году поступил в Академию художеств, где занимался под руководством К. П. Брюллова и А. И. Зауервейда. Имел все академические медали. На два года (1842-1844) был отправлен за границу. В 1848 году получил звание профессора за батальную живопись. В его картинах тщательно выписаны и верно изображены костюмы и военное обмундирование, встречаются характерные лица и фигуры, довольно разнообразна и драматична композиция. Виллевальде был официальным живописцем почти всех войн, которые велись Россией в XIX веке – в том числе и Кавказской, куда для собирания материала на месте он командируется в 1860 году. Виллевальде оставил несколько полотен, посвящённых жизни Кавказа. В то время им написано живописное полотно «Вид Владикавказа». На нём представлена экзотическая, с многочисленными кавказскими всадниками, сторожевой башней на фоне величественной горной панорамы, окраина крепости, служившая во время Кавказской войны грозным щитом, защищавшим подступы к Военно-Грузинской дороге.
Император Александр II на смотру под Владикавказом в 1871 году. Рисунок. На рисунке надпись : Барон Корфъ, 1895. Местонахождение неизвестно.
Каразин Н. Н. Высочайший смотр во Владикавказе в 1888 году [Император Александр III], 1894. Рисунок. Местонахождение неизвестно.
Верещагин П. П. Владикавказ, 80-е г. XIX в. Холст, масло. – 25,7х36,7. Продана в 1993 г. на аукционе «Альфа-Арт», лот № 13.
Верещагин Пётр Петрович (1834-1886)
Родился в Перми, учился у отца и деда-художника И. В. Бабина, затем в Академии художеств у С. Воробьёва. За свои работы получил Малую серебряную медаль, а в 1862 году – Большую серебряную медаль за картину «В Баку». На академических выставках экспонировались его пейзажи. В 1873 году удостоился звания академика пейзажной живописи.
Зимой 1873-1874 годов Верещагин создал серию из 40 этюдов с видами Кавказа, два из которых были посланы на Лондонскую всемирную выставку.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов художник находился с русскими войсками на Балканах и запечатлел пройденные ими города и местности.
В конце 1870-х – начале 1880-х годов он создал многочисленные «портреты» русских городов. К этому периоду относится живописное полотно «Владикавказ», которое было продано в 1993 году на аукционе № 14 «Альфа-Арт». Местонахождение произведения в настоящее время неизвестно, так же как и другой большой работы художника – «Военно-Грузинская дорога».
Дубовской Н. Н. Максим Максимыч провожает Печорина [из крепости Владикавказ]. Иллюстрация к повести М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» : 1890, уголь. Местонахождение : ИРЛИ (Институт русской литературы АН России).
Дубовской Николай Никанорович (1859-1918)
Выдающийся русский пейзажист. Родился в Новочеркасске в семье донского казака. Учился в Киевском кадетском корпусе, в 1877 году поступил в Академию художеств по классу пейзажа к профессору М. К. Клодту. В Академии получил 4 серебряных медали.
Ладыженский Г. А. Чугунный мост через реку Терек на фоне горы Столовая, 90-е г. XIX в. Акварель. – 34х51,1. Дар О. А. Ладыженской Государственному Русскому музею.
Ладыженский Геннадий Александрович (1853-1916)
Признанный известными критиками и коллегами-художниками, любимый многими учениками, названный при жизни «королём акварели», Ладыженский знаком сегодня лишь немногим специалистам и коллекционерам.
Кондратенко Г. П. Улица во Владикавказе, 80-е г. XIX в. Холст, масло. Местонахождение неизвестно.
Кондратенко Гавриил Павлович (1854-1924)
По окончании курса в Сердобском уездом училище поступил в 1873 году в Академию художеств и занимался исторической живописью под руководством К.Ф. Гуна, а затем изучал пейзажную живопись у барона М. К. Клодта. Вышел из Академии с Малой золотой медалью и званием классного художника.Вот чем лесные дебри брали, Когда на рубеже их царств Предупрежденьем о Дарьяле Со дна оврага вырос Ларс. Б. Пастернак |
Селение Ларс расположено у входа в Дарьяльское ущелье. Данная местность была освоена человеком с древнейших времен, так как представляла собой важнейший стратегический пункт, закрывающий подступы к «железным воротам» – вход в ущелье и начало дороги в Закавказье.
Этой дорогой пользовались еще киммерийцы и скифы.
Некоторые исследователи, опираясь на античные источники и данные археологических исследований, считают, что в конце I тысячелетия до н. э. дорога в Закавказье, начинавшаяся у Ларса, носила название «Сарматской», а затем уже аланы дали дороге и ущелью современное название – Дарьяльское (от «дар-и-алан», т.е. «дорога алан»).
В период Золотой Орды у входа в Дарьяльское ущелье располагалось аланское княжество во главе с Пуладом. У него укрывался Утурку, командовавший левым крылом войска хана Тохтамыша в битве с Тимуром на Тереке в апреле 1395 года. Тогда Тимур овладел аланской крепостью Кабчигай. Пулад погиб, Утурку с несколькими аланскими воинами попытался уйти от погони. Но в районе Ларса их настигли воины Тимура и казнили.
В средние века через Ларс проходили маршруты движения московских послов (1587, 1589, 1604 гг.), направлявшихся в Грузию. В дипломатических статейных списках сохранились сведения об этом населенном пункте.
И в последующее время Ларс оставался важным стратегическим пунктом на дороге в Закавказье. К сожалению, оборонительные сооружения Ларса в начале XIX века были уничтожены. Сохранилась только сторожевая башня Дударовых, расположенная в 1 километре к северу от села, на скале, возвышающейся над Военно-Грузинской дорогой.
В начале XIX века был задуман проект «Александрова пути» – прокладки удобной для движения войск и караванов дороги от Владикавказа до Тифлиса. Назвали эту дорогу «Дарьяльской», а после 1860 года, когда закончилась ее реконструкция, она получила название «Военно-Грузинская». В реализации этого проекта важная роль отводилась Ларсу.
По обеим сторонам дороги были выстроены два капитальных дома для приезжающих: один – с буфетом, мужской и женской, а также «генеральской» комнатами; в другом располагалась почтовая станция.
Справа от станции на высоком утесе возвышалась башня в три этажа, с зубцами наверху; подальше – длинное, белое здание казармы; пониже – глубокая пещера в скале; еще дальше – казачий пост, а высоко под небесами, на выдающейся скале – черные остатки старинного замка.
«И башни замков на скалах Смотрели грозно сквозь туманы- У врат Кавказа на часах Сторожевые великаны!» М. Лермонтов. Демон |
На склонах гор видны были сакли горцев, похожие на «ласточкины гнезда». Так описал Ларс – единственный из горских аулов – А. С. Пушкин: «На скале видны развалины какого-то замка: они облеплены саклями мирных осетинцев, как будто гнездами ласточек» / А. Пушкин. Путешествие в Арзрум/.
В Ларсе путешественники останавливались для ночевки. В доме для приезжающих поэт и его спутники Мусин-Пушкин и Шернваль достали бурдюк и выпили настоящего кахетинского. Именно здесь поэт нашел кем-то забытый, зачитанный и измаранный список собственного «Кавказского пленника». И чистосердечно признался: «Все это слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно».
В то же самое время офицер, военный историк, писатель и поэт Платон Зубов дал Ларсу подробное описание: «Укрепление сие есть огромная четвероугольная башня, окруженная стеною. Все сие сделано из неотесанных камней – слеплено кой-как и живет непонятное количество лет. Удивительная способность горцев – строить так крепко без железа и без всяких пособий архитектуры! Внизу небольшое селение горцев, дом для приезжающих, выстроенный от Правительства, небольшие помещения для солдат и офицеров расположенной тут роты – и, наконец, духан» /П. Зубов. Шесть писем о Грузии и Кавказе, написанные в 1833 году/.
В духане подавались чай, сахар, вино, хранившееся в вымаранных нефтью бурдюках.
После Пушкина в Ларсе неоднократно бывал декабрист А. Беляев: «На 13 версте стоит Балтинский пост, состоящий из редута и нескольких землянок для солдат. Выше выглядывают осетинские аулы и возле - небольшой замок с башнями дома Дударовых… В Ларсе замок со сторожевой башнею тоже Дударовых, офицер нашей армии, который живет тут…». / А. Беляев. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном/.
В 1899 году в Ларсе побывал норвежский писатель Кнут Гамсун, впоследствии лауреат Нобелевской премии: «Теперь дорога поднимается очень круто, лошади идут шагом, и мы часто останавливаемся. Мы минуем станцию Ларс, окруженную горами вышиною более чем в тысячу метров…». / К.Гамсун.В сказочной стране: Переживания и мечты во время путешествия по Кавказу/.
Неподалеку от селения Ларс в русле Терека лежит исполинских размеров гранитный валун. Объем его около 6 тысяч кубических метров, вес – до 15 тысяч тонн. Он известен под названием «Ермоловский камень». По преданию, А. П. Ермолов сиживал на нем во время своих поездок по дороге, ведущей в Закавказье. Камень считается одним из величайших ледниковых валунов. За «Ермоловским камнем» дорога вступает в знаменитое Дарьяльское ущелье…
Многие русские художники и путешественники, побывавшие в Ларсе, оставили замечательные живописные и графические произведения о нем.
Иванов М. М. Осетинское селение Ларс. 1782. Местонахождение : Государственный Русский музей.
Иванов Михаил Михайлович (1748-1823).
Первый из русских художников посетил Осетию.
Пост Ларц (в Ларсском ущелье). 1827. Гравюра. Местонахождение неизвестно.
Чернецов Н. Г. Редут Ларс на Кавказе между Дарьялом и Казбеком. 30-е г. XIX в. Рисунок. Местонахождение : Государственный Русский музей.
Чернецов Никанор Григорьевич (1805-1879).
Сын иконописца из города Луха Костромской губернии, живописец и литограф. После окончания Академии художеств путешествовал с председателем «Общества поощрения художников» графом П. И. Кутайсовым по Кавказу (1829-1831), ведя путевой дневник в рисунках. В Петербург Чернецов привез около трехсот кавказских рисунков, которые имели большой успех у современников.
Милютин Д. А. Ларс с северной стороны. 30-е г. XIX в. Рисунок. Местонахождение : РГБ. Науч.-исслед. отдел рукописей (Ф. 169, к.1, ед. хр. 12).
Милютин Дмитрий Алексеевич (1816-1912).
Граф, генерал-фельдмаршал, военный министр (1861-1881), почетный член Петербургской АН, профессор Военной академии; выдающийся государственный деятель эпохи преобразования – эпохи Александра II.
Гагарин Г. Г. Князь Сергей Долгорукий на станции Ларс. 1840. Акварель.
Гагарин Григорий Григорьевич (1810-1893).
Потомственный князь, сын дипломата и сам дипломат, вице-президент Академии художеств, живописец, бравший уроки у К. П. Брюллова.
Подбельский Б. Ларс. Военно-Грузинская дорога. Конец XIX в. Рисунок.
Ладыженский Г. А. Ларс. Ущелье Терека. 90-е г. XIX в. Бумага, акварель, белила. 56,8х39,5. Местонахождение : Государственный Русский музей. – Дар О. А. Ладыженской.
Ладыженский Геннадий Александрович (1853-1916).
Сын дворянина, живописец и график, которого при жизни называли «королем акварели», академик Академии художеств, награжденный «за отличную службу и особые труды орденами Св. Станислава 3-й и 2-й степени, педагог, коллекционер.
Вот муза у Дарьяла, Под звёздным небосводом Окликнула меня… К. Хетагуров |
Есть на земле места магические, знакомство с которыми вдохновляют поэтов и художников на создание бессмертных произведений.
На Кавказе – это знаменитое Дарьяльское ущелье.
Вдали кавказские громады.
К ним путь открыт…
А. Пушкин
Дарьяльское ущелье начинается в 33 км от Владикавказа тотчас после Ларса за гигантским валуном – «Ермоловским камнем», принесённым сюда в результате обвала с Девдоракского ледника и тянется на 14 км почти до ст. Казбек.
Оттоль сорвался раз обвал
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал загородил,
И Терека могучий вал остановил.
А. Пушкин
Вход в Дарьяльское ущелье издали чернеет, как громадная пасть сказочного чудовища.
В ущелье скал,
Где прорван каменный берег
И путь открыт на Дариял…
А. Пушкин
После Ларса это самое узкое место. «Здесь так узко, так узко… что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту… Чем далее углублялись мы в горы, тем уже становилось ущелье. Стеснённый Терек с рёвом бросает свои мутные волны через утёсы, преграждающие ему путь. Ущелье извивается вдоль его течения. Каменные подошвы гор обточены его волнами. Я шёл пешком и поминутно останавливался, поражённый мрачной прелестью природы. Погода была пасмурная: облака тяжело тянулись около чёрных вершин», – писал А. С. Пушкин в «Путешествии в Арзрум».
Это самая узкая теснина Терека, сдавленная голыми отвесными скалами ужасающей высоты.
Молю, чтоб буря не застала,
Гремя в наряде боевом,
В ущелье мрачного Дарьяла
Меня с измученным конём.
М. Лермонтов
Дорога петляла по берегу Терека в самой глубине теснины, а по краям её вставали к небу остроконечные громады из розово-серого зернистого гранита, лишь кое-где покрытые горными соснами.
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел…
М. Лермонтов
Дикая пляска Терека выплёскивала буро-серую пену, металась, кружилась, завиваясь в громадные кудри.
Лишь Терек в теснине Дарьяла,
Гремя нарушал тишину;
Волна на волну набегала,
Волна погоняла волну.
М. Лермонтов
Стон, вопли и глухой гул сталкивающихся волн, не находящих выхода, не смолкая, стояли в воздухе, заглушая другие звуки.
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
М. Лермонтов
Терек рождён на высоте 3500 м из снегов и ледников горы Зилга-хох. На всём протяжении Дарьяльского ущелья Терек мечется среди гор в узких скалистых берегах. Течение реки бурное и стремительное.
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьётся о берег в вражде бесполезной
И лижет утёсы голодной волной…
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады…
А. Пушкин
Словно зажатый в каменные тиски, Терек с рёвом несёт свои воды в теснине Дарьяла.
Я сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал.
М. Лермонтов
Такую картину можно наблюдать до Чертова моста, построенного в 20-е гг. XIX века в узкой части Дарьяла. Название его происходит от слова «черта», т.к. здесь была граница между Терской областью и Грузией.
Справа открывались, сверкая белизной снегов, вершина Казбека и Девдоракский ледник.
А меж вершин
Прорезав тучи,
Стоит всех выше головой
Казбек, Кавказа царь могучий
В чалме и ризе парчевой.
М. Лермонтов
Чуть дальше стояло Дарьяльское укрепление с башнями по углам, с зубцами на стене, часовыми у ворот, пушками. Такие форты и блокгаузы находились по всей дороге, оправдывая её название «военной».
Это укрепление было известно ещё в древности как «Ворота Кавказа» («Аланские ворота»). В I в. до н. э. и I в н. э. упоминание о горном проходе через Кавказские горы из Закавказья на Северный Кавказ есть в работах греческого географа и историка Страбона и римского писателя Плиния.
«Между горами, которые вдруг разом раздвигаются, природа создала с необычайным усилием проход, запертый воротами из брёвен, окованных железом, внизу которых течёт река Дирьодорис. Сбоку на скале стоит замок Куманьа, достаточно укреплённый для того, чтобы преграждать путь бесчисленным племенам», – писал в I в. н. э. Плиний.
Напротив укрепления на вершине отвесной скалы, возвышались развалины «Замка царицы Тамары», названные так в честь сказания об имеретинской красавице-царевне, жившей в XVII веке.
В глубокой теснине Дарьяла.
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на чёрной скале.
М. Лермонтов
А ещё дальше виднелись ст. Казбек и справа на холме Троицкая церковь (XIV в.)…
Романтическая слава Кавказа, красота и богатство природы оставили неизгладимое впечатление у многих русских и зарубежных художников, которые запечатлели «прелесть невыразимую этих мест» на своих графических и живописных полотнах.
О трудных снов и бунт, и дурь,
И пыл, и скука, и тревога,
О ты, Дарьял, теснина бурь,
В хмельном раздранье риза Бога
А. Лосев
Веле Г. Т. Дарьяльское ущелье. 1802. Рисунок. 28.2х19,6. Местонахождение : Городские собрания по истории и культуре (Герлиц. Германия).
Веле Генрих Теодор (1778-1805)
Первый из зарубежных художников посетил Осетию.
Чернецов Н. Г. Дарьяльское ущелье. 1832. Холст, масло. 72,5х61. Местонахождение : Государственный музей А. С. Пушкина (Москва).
Чернецов Никанор Григорьевич (1805-1879)
Сын иконописца из города Луха Костромской губернии, живописец и литограф. После окончания Академии художеств путешествовал с председателем «Общества поощрения художников» графом П. И. Кутайсовым по Кавказу (1829-1831), ведя путевой дневник в рисунках. В Петербург Чернецов привез около трехсот кавказских рисунков, которые имели большой успех у современников.
Лермонтов М. Ю. Дарьял. 1837. Рисунок. 21,5х30,8. Местонахождение : ИРЛИ (Институт русской литературы АН России).
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)
Получил прекрасное образование в духе того времени: знал иностранные языки, владел оружием, ездил верхом, играл на скрипке, писал стихи, рисовал, учился в Московском университетском благородном пансионе (гимназии), в Московском университете на Нравственно-политическом отделении и в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Айвазовский И. К. Дарьяльское ущелье. 1862. Холст, масло. 133х107. Местонахождение : Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей (Павловск).
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)
Имя художника Айвазовского стоит в ряду самых прославленных деятелей русского искусства.
Верещагин В. В. Осетинская деревня зимой. 1863. Рисунок. Местонахождение неизвестно.
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)
Известный живописец, баталист. Учился в Академии художеств и в мастерской Ж. Жерома в Париже.
Верещагин В. В. Остатки замка царицы Тамары в Дарьяльском ущелье.. 1897. Рисунок. Местонахождение неизвестно.
Лагорио Л. Ф. Кавказское ущелье. 1893. Холст, масло. 52,5х75,5. Местонахождение : Государственная Третьяковская галерея.
Лагорио Лев Фёдорович (1827-1905)
Родился в семье неаполитанского вице-консула в Феодосии. Брал частные уроки у И. Айвазовского. Учился в Академии художеств, получил Малую и Большую серебряную медали, Малую и Большую золотые медали за свои работы.
Мещерский А. И. Дарьяльское ущелье. 1871. Холст, масло. Местонахождение : Государственный Русский музей.
Мещерский Арсений Иванович (1834-1902)
Родился в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. В 1854 году поступил в Академию художеств, где учился у Ф. Бруни, С. Воробьёва, Т. Неффа. Уже первые его пейзажи были выставлены на академических выставках, отмечены медалями.
Рубо Ф. А. Дарьяльское ущелье. 1882. Холст, масло. Местонахождение : Государственный Русский музей.
Рубо Франц Алексеевич (1856-1928)
Живописец, баталист. «Я родился и жил более двадцати лет в России, где получил своё образование… Я всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником», – писал известный баталист Ф. Рубо.
Судковский Р. Г. Дарьяльское ущелье. 1884. Холст, масло. 178х125. Местонахождение : Государственный Русский музей.
Судковский Руфин Гаврилович (1850-1885)
Родился в семье священника в Очакове Херсонской губернии. Учился в Одесском духовном училище, одновременно посещал Рисовальную школу Одесского общества изящных искусств, затем в Херсонской духовной семинарии.
Кондратенко Г. П. Дарьял : Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Тамара». 80-е г. XIX в. Рисунок. Местонахождение неизвестно.
Кондратенко Гавриил Павлович (1854-1924)
Родился в Пензенской губернии. По окончании курса в Сердобском уездом училище поступил в 1873 году в Академию художеств и занимался исторической живописью под руководством К. Ф. Гуна, а затем изучал пейзажную живопись у барона М. К. Клодта. Вышел из Академии с Малой золотой медалью и званием классного художника.
Бланшар. Дарьяльское ущелье.. 80-е г. XIX в. Гравюра. Местонахождение неизвестно.
Башинджагян Г. З. Дарьяльское ущелье ночью (Скала «Пронеси, Господи»!). 1899. Холст, масло. 100х80. – Местонахождение : Собрание З. Г. Башинджагян (Ереван).
Башинджагян Георгий (Геворк) Захарович (1857-1925)
Родился в небольшом грузинском городке Синахи. Учился в Тифлисской рисовальной школе при Кавказском Обществе поощрения изящных искусств. В 1879 году Башинджагян поступил в Академию художеств в класс профессора М. К. Клодта. В 1883 году за свою дипломную работу «Берёзовая роща» получил Малую серебряную медаль.
Башинджагян Г. З. Дарьяльское ущелье ночью. 1910. Холст, масло. 42х31,5. Местонахождение : Собрание З. Г. Башинджагян (Москва).
Башинджагян Г. З. Дарьяльское ущелье в лунную ночь. 1899. Холст, масло. 87,52х53,5. Местонахождение : Национальная галерея Армении (Ереван).
Занковский И. Н. Дарьяльское ущелье. 1888. Холст, масло. Местонахождение : Нижегородский художественный музей.
Занковский Илья Николаевич (1832-1910)
Русский пейзажист польского происхождения. Непродолжительное время посещал Академию художеств (1862-1863), где получил какие-то теоретические знания и навыки художественного творчества.
Куинджи А. И. Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. 1890-1895. Б. на х., м. 38х56,5. Местонахождение : Государственная Третьяковская галерея.
Куинджи Архип Иванович (1842-1910)
Живописец. Учился, главным образом, самостоятельно и один год в Академии художеств, там же преподавал. Биографические сведения о художнике скудны: писать не любил, переписки ни с кем не вёл.
Вершины цепи снеговой Светло-лиловою стеной На чистом небе рисовались; А в час заката одевались Они румяной пеленой. И между них, прорезав тучи, Стоял, всех выше головой, Казбек, Кавказа царь могучий, В чалме и ризе парчевой. М. Лермонтов |
Народы боготворили вершины Кавказа, «эти соседи звёзд», – по выражению Эсхила, – почитали их жилищем богов, подножием неба, которое они подпирают.
И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир…
М. Лермонтов
С Кавказом связали древние греки свой миф о Прометее, боровшегося с богами и богами наказанного за то, что успел похитить искру божественного огня с быстро мчавшейся колесницы Солнца и принести её земным обитателям в сухом стебельке Форуловой тростинки. И когда Прометей потрясал алмазными цепями, прикованный к скалам, то дрожали земля и горы, и снежные обвалы сыпались вниз с заоблачных вершин.
И где Казбек, восстав царём,
Полускрывает неба своды
Нерукотворным алтарём
Бессмертно-творческой природы.
А. Иванов-Классик
Каждая вершина Кавказа имеет свои предания, сказания, легенды.
Казбек у древних – Котакс. Он взлетел ввысь на 5047 м и производит своею так называемой «наружностью» очень внушительное впечатление.
Высоко над семьёю гор,
Казбек, твой царственный шатёр
Сияет вечными лучами.
А. Пушкин
Наименование «Казбек» существует более двух столетий. Казбеком его назвали русские от имени знатного местного жителя Казбека, наследные владения которого приходились на ту местность, по которой шёл путь через горные перевалы из России в Закавказье. У грузин эта гора известна под именем Мкинвари (Ледяная), в Осетии её величали Урс-хох (Белая гора) и С?найы хох (Святая гора) или Чырыстийы цъупп – Вершина Христа.
Был дух мой чист
Как снег горы Христа.
А. Кодзати
На заоблачной вершине Казбека скрыты, по убеждению древних, шатёр Авраама, а в нём ясли Спасителя. Несметные богатства собраны вокруг этих яслей, но коснуться их может только рука великого праведника.
Скала угрюмого Казбека
Добычу жадно сторожит,
И вечный ропот человека
Их вечный мир не возмутит.
М Лермонтов
Многие благочестивые люди рисковали своей жизнью, чтобы взобраться по невидимой цепи на ледники этой горы Христовой и сподобиться счастья поклониться великим святыням.
Летописи сохранили запись, что первым Казбек во второй половине XVIII века покорил Иосиф-мохевец. Но по официальным данным, первыми на Казбек поднялись в 1868 году британские альпинисты во главе с учёным Дугласом Фрешфильдом. Из россиян первопроходцем стал в 1873 году В. Козьмин.
Под ним Казбек, как грань алмаза
Снегами вечными сиял…
М. Лермонтов
Маршрут по наиболее сложной, северной, стороне был проложен в 1889 году российским топографом Андреем Пастуховым, которого сопровождал житель осетинского селения Тменикау Тепсарико Царахов.
Тебе, Казбек, о страж востока,
Принёс я, странник, свой поклон.
М. Лермонтов
Казбек – излюбленная тема путешественников, писателей, поэтов.
С Кавказа глаз не сводит он
Где подпирает небосклон
Казбека груда снеговая.
Д. Давыдов
В 1899 году у подножия Казбека побывал норвежский писатель, драматург Кнут Гамсун, впоследствии лауреат Нобелевской премии: «Вдруг на одном крутом повороте дороги открывается справа громадный зев, и мы видим совсем вблизи от себя снеговую вершину Казбека с ослепительно сверкающими на солнце ледниками. Он подавляет нас своей громадой и своей непосредственной близостью и стоит тихий, высокий и безмолвный. Нас пронизывает странное чувство, гора стоит, как бы завороженная другими горами, она представляется нам существом из другого мира, и нам кажется, что она стоит и смотрит на нас.
Я выхожу из коляски, держусь за неё сзади и смотрю на раскрывшуюся передо мной картину. В эту минуту меня охватывает головокружение, мне кажется, что я приподнимаюсь над землёй, вишу в воздухе, и у меня является такое чувство, словно я стою лицом к лицу с самим Богом».
К. Гамсун. В сказочной стране: Переживания
и мечты во время путешествия по Кавказу
Виктор. Казбек, 50-е гг. XIX в. Рисунок, литография И. Шевалье. Местонахождение неизвестно.
Виктор
Рисовальщик и литограф середины XIX в. Исполнил портреты (литографии) – К. Брюллова (с бюста работы И. Витали), А. Пушкина (с рисунка Т. Райта), М. Ломоносова (с оригинала К.-Г. Преннера и с бюста работы Ф. Шубина); литографии для книг – «Исторический очерк Лазаревского института восточных языков» (СПб., 1855), «Серый армяк, или Исполненное обещание» В. В. Львова (М., 1859) и др.
Айвазовский И. Обвал в долине Терека, 60-е гг. XIX в. Холст, масло. Местонахождение неизвестно.
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)
Имя художника Айвазовского стоит в ряду самых прославленных деятелей русского искусства.
Дронжкевич. Вид горы Казбек и реки Терек (во Владикавказе), 2-ая пол. XIX в. Рисунок. Местонахождение неизвестно.
Нисченков А. Вид на горы по дороге из Владикавказа, 2-я пол. XIX в. Рисунок. Местонахождение неизвестно.
Занковский И. Н. Казбек на рассвете, 80-е гг. XIX в. Холст, масло. Азербайджанский Государственный музей искусств.
Занковский Илья Николаевич (1832-1910)
Русский пейзажист польского происхождения. Непродолжительное время посещал Академию художеств (1862-1863), где получил какие-то теоретические знания и навыки художественного творчества.
Киселёв А. А. Казбек к вечеру, 1891. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Киселёв Александр Александрович (1838-1911)
Известный художник-пейзажист. Родился в дворянской семье. Отец – русский офицер, дед – майор, был убит под Данцигом в походе 1813 года.
Башинджагян Г. З. Казбек, 1895. Холст, масло, 64х81,5. Государственная картинная галерея Армении.
Башинджагян Георгий (Геворк) Захарович (1857-1925)
Родился в небольшом грузинском городке Синахи. Учился в Тифлисской рисовальной школе при Кавказском Обществе поощрения изящных искусств. В 1879 году Башинджагян поступил в Академию художеств в класс профессора М. К. Клодта. В 1883 году за свою дипломную работу «Берёзовая роща» получил Малую серебряную медаль.
Васнецов А. М. Казбек, 1895. Холст, масло, 39х57,5. Государственная Третьяковская галерея.
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)
Один из крупных русских художников конца XIX в. – первой трети XX в., мастер в области пейзажной и исторической живописи, график, театральный художник.
Верещагин В. В. Гора Казбек, 1897-1898. Холст, масло, 287х196. Государственный Русский музей.
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)
Известный живописец, баталист. Учился в Академии художеств и в мастерской Ж. Жерома в Париже.
Кончаловский П. П. Казбек. 10 часов утра, 1927. Холст, масло, 80,5х89. Из собрания Никиты Михалкова.
Кончаловский Пётр Петрович (1876-1956)
Родился в городе Славянске. Детские годы провёл в имении своих родителей в Харьковской губернии, а с 1889 года жил в Москве. Учился в Академии Жюлиана в Париже и в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Был одним из основателей объединения художников «Бубновый валет».О! если так... своей метелью,
Казбек, засыпь меня скорей
И прах бездомный по ущелью
Без сожаления развей!
Лермонтова я закончил в апреле 1943 года».
...В мундире офицера 44-го драгунского Нижегородского полка полулежит поэт на диване на станции близ Казбека в ожидании перекладных, идущих во Владикавказ. Свежий синеватый свет наполняет комнату, сквозь открытую дверь видна зелёная долина с тонкими струями дыма, поднимающимися из саклей, лиловые громады скал над саклями и долиной, а над всем этим пронзительно-жёлтый, сверкающий бриллиант Казбека, вершина которого уже освещена солнцем...
Кончаловский П. П. Казбек. Раннее утро (5 часов), 1927. Холст, масло, 62,5х80,5. Из собрания семьи.