logo

М О Я    О С Е Т И Я



ГАЗДАРОВА А.Х.
"ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ К.Л.ХЕТАГУРОВА"

Одной из важных сторон общественно-публицистической деятельности Коста Хетагурова является его педагогико-просветительская работа. Будучи прогрессивным мыслителем-материалистом, Хетагуров был убежден, что воспитание и образование - первооснова общественного благосостояния. Хорошее воспитание предопределяет процветание общества, дурное же - его неудачи. Воспитание как категория общественная должно быть народным; лишь народ и народность придают воспитанию политическую заостренность, общественную актуальность.
Великие педагоги и писатели К.Ушинский, Л.Толстой, И.Чавчавадзе, К.Хетагуров считали первоочередной задачей просветить массы трудового народа, открывать народные школы. Хетагуров считал их основание - главным средством пробуждения осетинского народа, средством его интеллектуального и духовного воспитания. Революционер-демократ ратовал за пробуждение самосознания осетинского народа, он мечтал о том, чтобы добрые семена знаний воодушевляли угнетенных собраться на благородные дела. На протяжении всей жизни поэт интересовался состоянием просвещения, сущностью школьной работы. Он непосредственно знакомился с работой в школах, изучал их историю, посещал собрания педагогов, писал рецензии на учебники, писал статьи о народном образовании.
Из 60-ти статей и заметок Хетагурова, опубликованных в дореволюционной печати, 14 посвящены актуальным вопросам народного образования. В его известных работах, таких, как: "Владикавказские письма", "Неурядицы Северного Кавказа", "Развитие школ в Осетии", "Учебник географии России" и других, наряду с другими вопросами рассматриваются проблемы школ и просвещения. Царское правительство не только не расширяло сеть народных школ, но даже сокращало их до минимума. Так, в 1891 году местное чиновничество закрыло единственное в Осетии Ольгинское женское училище. "Школа была насущной потребностью всего народа", — говорил Коста. А Терская администрация решила ее прикрыть. "Трудно передать, — писал поэт, — глубину горя, причиненного осетинам этим событием" (IV, 129). Поэт возглавил смену борьбу за сохранение этой школы, вместе с передовой интеллигенцией он довел эту борьбу до полной победы.
В замечательном письме "Маленькая история", которое является, по существу, второй частью известных Владикавказских писем, поэт передает историю основания осетинских женских школ и борьбу за их сохранение. К этому вопросу он вторично возвращается в статье "Неурядицы Северного Кавказа", которая была напечатана в "Санкт-Петербургских Ведомостях" в 1899 году.
В произведениях Коста развиты идеи, мысли и взгляды относительно воспитания и образования подрастающего поколения. Пламенный публицист немало внимания уделял содержанию обучения, с удивительной проницательностью осуждает формалистический принцип обучения, подмену научных знаний механической зубрежкой, воспитание учеников в духе рабского послушания. Прогрессивность его педагогических взглядов, касательно учебных планов, программ и учебников, делается особенно явной на фоне анализа тогдашней буржуазно-реакционной школьной политики, которую царское самодержавие проводило на окраинах России. Он боролся против подобной воспитательно-образовательной системы. По мнению Коста, "ненормальным и чрезвычайно обременительным является также преподавание славянского языка детишкам 7-10 лет, не умеющим еще читать и говорить по-русски" (IV, 294).
В статье "Церковно-приходские школы в Осетии" Коста Хетагуров проводил мысль о необходимости преподавания к предметов в осетинских школах на родном языке. Он принципиально ставил вопрос об использовании осетинского языка во всех сферах общественной жизни, что способствовало бы его дальнейшему развитию и совершенствованию, Хетагуров считал первым условием интеллектуального и нравственного развития юношества - обучение его на родном языке, он решительно требовал глубокого овладения родным языком и обстоятельного изучения истории своего народа. В настоящее время это остается актуальным вопросом в период пересмотра национальных отношений. Свои мысли и идеи поэт выражал аргументированно, с точки констатации фактов. В это же время Коста подчеркивал значение русского языка в системе народного образования. Знание русской разговорной речи, обучение русской грамоте, изучение достижений мировой культуры, по мнению поэта, должно способствовать развитию национальной культуры. Признавая прогрессивное и животворное влияние русской литературы, Хетагуров считал необходимым, в особенности молодежи, изучение русской классики, отмечал знание перевода на родной язык лучших достижений мировой литературы.   Одновременно с этим,    Коста Хетагуров требовал:
а)    вовлечения в учебу всех детей, невзирая на их сословное и материальное положение;
б)    одинакового воспитания для детей обоего пола;
в)    обучение детей на понятном для них языке.
Поэта никак не удовлетворяло обучение учащихся по оторванной от жизни догматической программе, существующей в то время. Он требовал разгрузить программы от бессмысленных вопросов, а взамен пополнить их сугубо жизненным материалом из действительности. В программы женских гимназий считал необходимым ввести элементарный курс школьной гигиены, а в прогимназиях - изучение истории, географии и педагогики. Коста считал необходимым расширение гимназических программ до уровня программ учительских семинарий, применяя теоретические знания на практике, введение в школы добавочных знаний по полеводству, садоводству и молочному производству.
Хетагуров глубоко вникал в содержание учебного дела Владикавказской женской гимназии, выявляя причины существующих пробелов, по этому поводу он писал: "Преподавание идет настолько плохо, что детям, поступившим в школу с 7-8 летнего возраста, приходится трехклассный курс проходить в продолжении 8-10 лет - время, за которое учащиеся в женских гимназиях оканчивают 8 классов. В школе в составе преподавателей, исключая учительниц рукоделия, нет осетинок, несомненно, с не знающими русский язык детьми, проходили бы более успешно все предметы преподавания. Было бы желательно расширение программы, по крайней мере, до типа общеучительских семинарий с рукоделием, шелководством, пчеловодством, огородничеством, садоводством и молочным хозяйством" (III, 270).
Поэта возмущали занятия учащихся в школах по устаревшим негодным учебникам.
Внимание составителей учебников и других лиц Хетагуров обращал на улучшение содержания руководств, на соблюдение научной точности и изложение материала учебника литературным языком. Он высоко ценил хорошие учебники и их авторов. Особое внимание уделил Коста трудам выдающегося грузинского педагога Якоба Гогебашвили, особо выделял его "Русское слово" (1 и II часть). Их применение в церковно-приходских школах было одобрено съездом учителей Северной Осетии. В статье "Церковно-приходские школы в Осетии", Коста в газете "Северный Кавказ" за 1901 год (№ 88) писал: "Состоявшийся текущим летом съезд учителей церковно-приходских школ Северной Осетии затронул очень важные вопросы школьной жизни. За отсутствием сколько-нибудь сносных учебников, съезд постановил ввести в осетинских школах известный учебник русского языка Я.Гогебашвили "Русское слово" (IV, 292).
Говоря о Коста, как о педагоге, нельзя не остановится на его отношении к изучению географии в школе. Интересуясь постановкой преподавания географии в учебных заведениях и, в частности, в школах, наличием учебников и методик, проведения географических экскурсий, он досконально изучил учебник географии Михаила Мостовского, выдержавший восемь изданий, и с присущей ему прямотой и знанием дела подверг его резкой критике. "Все это шиворот-навыворот...
Ввиду таких несообразностей в учебнике географии Мостовского, который, к сожалению, преподается даже в кавказских гимназиях, я бы от души советовал автору еще раз исправить, дополнить и издать девятое издание" (IV, 278).
Сделанные Хетагуровым замечания убедительно свидетельствуют не только о знании теоретических основ географии, но и о глубоком понимании функциональных связей и зависимостей, существующих в природе.
Огромное педагогическое значение экскурсионного метода давно подчеркивали такие выдающиеся дидакты, как Ян Амос Хаменский, К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский. Содержанию и методике проведения школьных экскурсий большое значение придавал и К.Л.Хетагуров. Говоря об этой стороне деятельности Коста, надо подчеркнуть огромную актуальность этого вопроса и в наши дни. Поэта глубоко интересовало положение народного учителя. Народные учителя испытывали сильное гонение, экономически - правовое притеснение и унижения. Поэт до крайности был возмущен таким нищенским положением народного учителя. Он часто выступал в процессе защитником прав учителей и требовал увеличения жалования, обеспечения их жильем, осуществления специальных мероприятий для повышения квалификации педагогов.
Поэт-просветитель сам выполнял почетную обязанность педагога в одной из начальных школ города Херсона, где обучал грамоте детей бедняков. А на протяжении нескольких лет там же был учителем воскресной школы, где читал лекции на актуальные темы по литературе и преподавал им рисование. Педагогическим идеалом поэта является воспитание нового человека - борца за великое будущее, беззаветно преданного родной стране.
Но жизнью дорожу, пока хоть капля жизни
Отыщется во мне для родины моей. (II, 169)
Поэт-интернационалист ценил и уважал трудящихся всей земли, всегда готов на самопожертвование ради благополучия и счастья. Но особенно беспредельно он любил свою Родину, свой бедный народ, служению которому он посвятил всю свою жизнь.
Люблю я целый мир, люблю людей бесспорно,
Люблю беспомощных обиженных сирот,
Но больше всех люблю, - чего скрывать позорно?-
Тебя, родной аул и бедный наш народ (II, 132).
Коста сурово осуждал вредные пережитки в быту и сознании горцев. Поэтому он высоко ценил Я.М.Неверова, попечителя Кавказского учебного округа, за то, что "с пути вражды и испытанья он нас повел дорогою иной", за то, что "он нас учил ценить иное и понимать иначе долг и честь". Однако поэт выступал смелым борцом за честь и достоинство горцев, за сохранение их национального лица и обычаев. Коста утверждал, что горцы "сумели сохранить такие традиции, какими может гордиться лучший европеец. Рыцарская неприкосновенность чести, святость долга, верность слову и многое другое до того присущи каждому туземцу, что с ними следовало бы считаться всем тем,  кто действительно является к ним с просветительскими целями" (IV, 143). Таким образом, в системе педагогических взглядов Хетагурова центральное место занимает вопрос воспитания молодого поколения в духе интернационализма, в духе национальной гордости, преданности Родине и народу.
Одним из главных свойств и нравственной обязанностью подрастающего поколения поэт-просветитель считает трудовое воспитание. Во многих стихах и публицистических статьях Коста наглядно подчеркнута воспитательная роль труда.
"В труде, облитом потом, кровью, согретом правдой и любовью, найду отраду и покой" (III, 16), - говорит поэт устами героини своей поэмы "Фатима".
В письме, посланном к В.К.Смирнову 25 декабря 1897 года, Хетагуров в назидание гимназистам писал: "...чтобы они своими успехами в науках и искусствах и своим поведением не только в гимназии, но и дома постоянно радовали бы сердца отца и матери" (V, 39). Эти же идеи поэт выразил в своем завете детям:
Чтите науки, любите искусство,
Без малодушья беритесь за труд, -
Дети, тогда благородные чувства
В вас плодородную почву найдут.
Коста через годы обращается к нам со словами, которые не только высоко поэтичны, но в них заложен глубокий педагогический смысл. Смысл школьной реформы тоже заключается в этом: соединить науку, культуру, труд во имя воспитания человека с красивой душой, с высокими благородными порывами.
По мнению поэта, долгом педагога является:
а)  выработать в детях искренние чувства патриотизма и национальной гордости;
б)  воспитать твердость характера и воли, развить чувство непоколебимости;
в)  воспламенить в учащихся любовь к наукам и искусству;
г)  вооружить детей глубокими знаниями основ науки и дать им постичь глубину предмета;
д)  выработать в детях лучшие нравственные качества: правдивость, честность, благородство, сдержанность, трудолюбие, гуманность, дисциплинированность.
Выдающийся просветитель-педагог отлично понимал, что для осуществления этих задач от преподавателя требовалась высокая культура, глубокие знания, искренняя любовь к детям и педагогическое призвание. Делами морального воспитания и образования детей должны руководить лица культурные, широко образованные, вооруженные общими и специальными знаниями в области педагогики.

 

Материал печатается по книге:
Осетинская филология: история и современность. Вып. 3: Сб. научн. тр. Под ред. проф. Ш.Ф. Джикаева; Сев.-Осет. гос. Ун-т им. К.Л. Хетагурова.- Владикавказ: «Алания», 1999.- 369 с.