Page 180 - 100_names
P. 180

179





               И вот однажды, заменив заболевшего актера, Тхапсаев так успешно сыграл роль Бартолена в
          спектакле «Адвокат Патлен», что явился неожиданным открытием и для зрителя, и для коллектива
          театра. Вторая роль – Татаркана из пьесы Е. Бритаева «Две сестры» – положила начало творческой
          биографии большого национального актера Владимира Васильевича Тхапсаева.
               И пошли годы постоянной, кропотливой, самоотверженной работы. Самобытный и незаурядный
          талант актера расцветал с годами все больше и больше. Диапазон актерского дарования В. Тхапсаева
          был очень широк. Его репертуар включал в себя более ста разнообразных ролей, им была создана
          целая галерея национальных образов. Одной из лучших работ этого плана явилась роль Чермена –
          кавдасарда, борющегося за место человека на земле.
               Значительны работы Тхапсаева в русском классическом и современном репертуаре: здесь и горь-
          ковский Егор Булычев, и Хлынов из «Горячего сердца» А. Островского, и Швандя из «Любови Яро-
          вой» К. Тренева, и Федор Таланов из «Нашествия» Л. Леонова.
               И, наконец, творения гениального Шекспира, который пришел на осетинскую сцену под бур-
          ные овации, торжественно, почти триумфально. И это благодаря Владимиру Тхапсаеву. Роль Отелло
          впервые была сыграна Тхапсаевым в 1940 году. Осетинский театр не раз возобновлял этот спектакль.
          Владимир Тхапсаев был признан одним из лучших отечественных исполнителей роли Отелло. Этот
          спектакль стал первой шекспировской постановкой Северо-Осетинского театра и шел на его сцене
          почти 40 лет.
               Слава об Отелло Владимира Тхапсаева перешагнула пределы страны. Британский Шекспиров-
          ский мемориальный театр настойчиво приглашал его на гастроли. Отчего поездка так и не состоялась,
          неизвестно. В 1955 г. Сергей Юткевич, готовясь к съемкам фильма, пригласил на пробы вместе с С.
          Бондарчуком и Тхапсаева, но тот отказался.
               В полном издании сочинений Шекспира в портретной галерее вместе с исполнителями шекспи-
          ровских ролей мирового масштаба – Александром Моисеи, Джоном Гилгудом, Лоуренсом Оливье,
          Жаном Виларом, Александром Южиным, Александром Остужевым, Полом Скофилдом, Соломоном
          Михоэлсом, Ваграмом Папазяном и Николаем Мордвиновым – есть и Владимир Тхапсаев.
               Владимир Тхапсаев был известен не только как актер драмы. Он пользовался широкой популяр-
          ностью и как артист кино, где успешно снимался в различных ролях: Коста («Сын Иристона»), Чер-
          ный Магома («Так рождается песня»), Али-Солтан («Труд и розы»), Наиб («Фатима») и др.
               О жизни и творчестве Владимира Тхапсаева было написано несколько книг, сотни статей. И всег-
          да его могучий талант получал самую высокую оценку. Созданные им шедевры сценического искус-
          ства справедливо были причислены к лучшим творениям современного театра.
               Он был награжден многими орденами, в том числе орденом Ленина и медалями.
               Его именем названы улицы в городах Владикавказ и Ардон. Его имя носит и Северо-Осетинский
          государственный академический театр, которому он посвятил всю свою жизнь.

               Кариаева  Тамара  Харитоновна  (14.10.1915.  г.  Владикавказ  –  1989,  г.  Владикавказ).  Ее  имя
          вписано золотыми буквами в историю Северо-Осетинского государственного академического театра
          им. В. Тхапсаева. Талантливая актриса, народная артистка РСФСР, режиссер, драматург, писатель,
          критик, она была немеркнущей звездой на театральном небосводе Осетии и неизменной любимицей
          публики и интеллигенции Владикавказа, как, собственно, и полагается истинно народной артистке.
               Пришла на профессиональную сцену из любительского театра. Еще школьницей она занималась
          в драматическом кружке при заводе «Электроцинк» и однажды неожиданно для самой себя с большим
          успехом сыграла яркую мелодраматическую роль. Потом была агитбригада, с которой юная Тамара
          Кариаева исколесила буквально всю Осетию. И лишь после этого, уже набравшись опыта, эта угло-
          ватая девчонка, работница кирпичного завода, была принята в «Темаф» – Театр малых форм, весьма
          популярный в начале тридцатых годов во Владикавказе.
               Когда в 1935 г. в Северную Осетию вернулась из Москвы группа молодых осетинских актеров,
          получивших профессиональную подготовку, а уже осенью того же года первый в истории Осетии на-
          циональный драматический театр открывал свой первый сезон, Тамара Кариаева, подавшая было до-
          кументы в горный институт, узнав от товарищей по «Темафу», будущих корифеев осетинской сцены
          Владимира Тхапсаева и Владимира Баллаева, об открытии театральной студии, резко изменила свои
          планы и предстала перед приемной комиссией. Надо ли говорить, что Кариаева была принята.
   175   176   177   178   179   180   181   182   183   184   185