Page 180 - 100_names
P. 180
179
И вот однажды, заменив заболевшего актера, Тхапсаев так успешно сыграл роль Бартолена в
спектакле «Адвокат Патлен», что явился неожиданным открытием и для зрителя, и для коллектива
театра. Вторая роль – Татаркана из пьесы Е. Бритаева «Две сестры» – положила начало творческой
биографии большого национального актера Владимира Васильевича Тхапсаева.
И пошли годы постоянной, кропотливой, самоотверженной работы. Самобытный и незаурядный
талант актера расцветал с годами все больше и больше. Диапазон актерского дарования В. Тхапсаева
был очень широк. Его репертуар включал в себя более ста разнообразных ролей, им была создана
целая галерея национальных образов. Одной из лучших работ этого плана явилась роль Чермена –
кавдасарда, борющегося за место человека на земле.
Значительны работы Тхапсаева в русском классическом и современном репертуаре: здесь и горь-
ковский Егор Булычев, и Хлынов из «Горячего сердца» А. Островского, и Швандя из «Любови Яро-
вой» К. Тренева, и Федор Таланов из «Нашествия» Л. Леонова.
И, наконец, творения гениального Шекспира, который пришел на осетинскую сцену под бур-
ные овации, торжественно, почти триумфально. И это благодаря Владимиру Тхапсаеву. Роль Отелло
впервые была сыграна Тхапсаевым в 1940 году. Осетинский театр не раз возобновлял этот спектакль.
Владимир Тхапсаев был признан одним из лучших отечественных исполнителей роли Отелло. Этот
спектакль стал первой шекспировской постановкой Северо-Осетинского театра и шел на его сцене
почти 40 лет.
Слава об Отелло Владимира Тхапсаева перешагнула пределы страны. Британский Шекспиров-
ский мемориальный театр настойчиво приглашал его на гастроли. Отчего поездка так и не состоялась,
неизвестно. В 1955 г. Сергей Юткевич, готовясь к съемкам фильма, пригласил на пробы вместе с С.
Бондарчуком и Тхапсаева, но тот отказался.
В полном издании сочинений Шекспира в портретной галерее вместе с исполнителями шекспи-
ровских ролей мирового масштаба – Александром Моисеи, Джоном Гилгудом, Лоуренсом Оливье,
Жаном Виларом, Александром Южиным, Александром Остужевым, Полом Скофилдом, Соломоном
Михоэлсом, Ваграмом Папазяном и Николаем Мордвиновым – есть и Владимир Тхапсаев.
Владимир Тхапсаев был известен не только как актер драмы. Он пользовался широкой популяр-
ностью и как артист кино, где успешно снимался в различных ролях: Коста («Сын Иристона»), Чер-
ный Магома («Так рождается песня»), Али-Солтан («Труд и розы»), Наиб («Фатима») и др.
О жизни и творчестве Владимира Тхапсаева было написано несколько книг, сотни статей. И всег-
да его могучий талант получал самую высокую оценку. Созданные им шедевры сценического искус-
ства справедливо были причислены к лучшим творениям современного театра.
Он был награжден многими орденами, в том числе орденом Ленина и медалями.
Его именем названы улицы в городах Владикавказ и Ардон. Его имя носит и Северо-Осетинский
государственный академический театр, которому он посвятил всю свою жизнь.
Кариаева Тамара Харитоновна (14.10.1915. г. Владикавказ – 1989, г. Владикавказ). Ее имя
вписано золотыми буквами в историю Северо-Осетинского государственного академического театра
им. В. Тхапсаева. Талантливая актриса, народная артистка РСФСР, режиссер, драматург, писатель,
критик, она была немеркнущей звездой на театральном небосводе Осетии и неизменной любимицей
публики и интеллигенции Владикавказа, как, собственно, и полагается истинно народной артистке.
Пришла на профессиональную сцену из любительского театра. Еще школьницей она занималась
в драматическом кружке при заводе «Электроцинк» и однажды неожиданно для самой себя с большим
успехом сыграла яркую мелодраматическую роль. Потом была агитбригада, с которой юная Тамара
Кариаева исколесила буквально всю Осетию. И лишь после этого, уже набравшись опыта, эта угло-
ватая девчонка, работница кирпичного завода, была принята в «Темаф» – Театр малых форм, весьма
популярный в начале тридцатых годов во Владикавказе.
Когда в 1935 г. в Северную Осетию вернулась из Москвы группа молодых осетинских актеров,
получивших профессиональную подготовку, а уже осенью того же года первый в истории Осетии на-
циональный драматический театр открывал свой первый сезон, Тамара Кариаева, подавшая было до-
кументы в горный институт, узнав от товарищей по «Темафу», будущих корифеев осетинской сцены
Владимира Тхапсаева и Владимира Баллаева, об открытии театральной студии, резко изменила свои
планы и предстала перед приемной комиссией. Надо ли говорить, что Кариаева была принята.