Page 177 - 100_names
P. 177

176











                                          ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕЯТЕЛИ





                                                        Тотров Борис (Беса) Иванович (10.01.1882, с. Ольгин-
                                                   ское  –  26.06.1964).  Заслуженный  деятель  искусств  СОАССР.
                                                   Когда речь заходит о корифеях осетинского театрального ис-
                                                   кусства, то, в первую очередь, следует вспомнить имя Бориса
                                                   (Бесæ) Ивановича Тотрова.
                                                        Первый  профессиональный  актер  Осетии,  один  из  самых
                                                   мужественных  и  настойчивых  зачинателей  сценических  пред-
                                                   ставлений на осетинском языке. С детских лет Б. Тотров инте-
                                                   ресовался  творчеством  А.  Пушкина,  М.  Лермонтова,  К.  Хета-
                                                   гурова. Первое знакомство с русским театром во Владикавказе
                                                   произвело на него «протрясающее впечатление», а первыми кни-
                                                   гами, попавшими ему в руки, были пьесы русских драматургов.
                                                   В истории театральных представлений на осетинском языке зна-
                                                   менателен спектакль, состоявшийся в селении Ольгинском, ор-
                                                   ганизованный Б. Тотровым в 1904 г., когда в присутствии много-
                                                   численных зрителей, самого Е. Бритаева, были разыграны пьесы
                                                   «Лучше смерть, чем позорная жизнь» и «Побывавший в России».
                                                        В  1913  г.  работал  в  Санкт-Петербургском  Императорском
                                                   театре им. Пушкина. С 1914 г. – в Московском Императорском
              театре. С 1933 по 1935 г. – в студии МХАТа, являясь основателем студии. Как позже отметил он в своих
              воспоминаниях, самое большое влияние на его актерское воспитание оказал Малый театр: «Я глубоко
              осознал тогда все величие русской культуры и гордился тем, что мне удалось приобщиться к ней... С тех
              пор искусство актеров Малого театра всегда оставалось для меня образцом», – писал он. В 1935 г. Беса
              Тотров вернулся на родину и с тех пор работал в Северо-Осетинском драматическом театре.
                   Основные роли: Браницио («Отелло» В. Шекспира), Хабос («Женихи» А. Токаева), Железнов
              («Васса Железнова» М. Горького), Камболат («Две сестры» Е. Бритаева) и другие.
                   Уже после установления советской власти в Северной Осетии, Б. Тотров создает агитбригаду
              «Красный горец». И при ней же основывает ансамбль национального танца «Дети гор». Это были в
              свое время коллективы, имеющие большую популярность среди нашего народа. Многие танцоры и их
              участники вскоре вошли в состав театральной труппы Осетинского драматического театра и Государ-
              ственного ансамбля песни и танца Северной Осетии (ныне ансамбль «Алан»).
                   Но самой яркой вехой в творческой жизни Б. Тотрова является то, что он был инициатором и
              организатором первой театральной студии в Институте театрального искусства (ГИТИС). Можно с
              полной уверенностью и восторженным чувством сказать, что Борис Тотров способствовал и оказал
              большое влияние на раскрытие творческого и сценического дара первой плеяды артистов нашего на-
              ционального театра. Таких, как Соломон Таутиев, Серафима Икаева, Ладимат Цаллагова (была женой
              Бориса Тотрова, актриса из первой осетинской театральной студии в ГИТИСе, сыграла несколько
              ярких ролей, но жизнь ее рано оборвалась), Меретхан Байматова, Владимир Гусиев, Борис Борукаев,
              Арсен Магкеев, Маирбек Цаликов, Василиса Комаева.
                   Борис Тотров также был известен и как переводчик пьес Гоголя, Булгакова (с ним он был лично
              знаком) на осетинский язык. Его переводческие труды ставились на сцене им же созданного театра.
              На сцене он сам создал ряд сценических образов в спектаклях по пьесам осетинской, мировой и рус-
              ской драматургии. Его имя вписано золотыми буквами в летопись осетинской культуры, ибо его мож-
              но с полным правом считать основателем профессионального Осетинского театра.
   172   173   174   175   176   177   178   179   180   181   182