Page 179 - 100_names
P. 179
178
при театре, а позже и возглавила его, заняв должность дирек-
тора театра.
Серафиму Икаеву называли актрисой уникального, ши-
рочайшего диапазона, которой на сцене было под силу прак-
тически все: от трагедии до гротеска, от высокой комедии до
плетения тончайших «кружев» психологической драмы. «Жиз-
нерадостный бесенок» Салимат в «Желании Паша» Давида Ту-
аева, трагическая и гордая Хансиат в «Двух сестрах» Елбызды-
ко Бритаева, Клариче и Мирандолина в «Слуге двух господ» и
«Хозяйке гостиницы» Гольдони, обворожительная, умная и лю-
бящая плутовка Сюзанна в «Женитьбе Фигаро» Бомарше, Беа-
триче в комедии Шекспира «Много шума из ничего», Варвара в
«Грозе» Островского, огненно страстная и пылкая Лаура в «Ка-
менном госте» Пушкина, Любовь Яровая в одноименной пьесе
К.Тренева, Глафира и Людмила в горьковских «Егоре Булычеве»
и «Вассе Железновой», а позднее – Текиан в «Матери сирот»
Давида Туаева, Фекла Ивановна в «Женитьбе» Гоголя, Гадзыгуз
в «Двух свадьбах» Зарифы Бритаевой и Николая Саламова и, ко-
нечно, блистательнейше воплощенная на сцене пройдоха Сал-
фетка в комедии Раисы Хубецовой и Геора Хугаева «Песня Софьи»… Это только небольшой перечень
ролей Серафимы Икаевой, вошедших в «алмазный фонд» осетинского театрального искусства.
«Дочь осетинского народа, она впитала реалистические традиции русской театральной школы,
привитые ей ее учителями», – так писала о Серафиме Икаевой одна из первых худруков и режиссеров
Северо-Осетинского академического театра, легендарная Елена Маркова. Подчеркивая, что образы ее
героинь «дышали редким умением заражать зал своей радостью» – и, в то же время, покоряли своей
глубиной…
Память о ней – Актрисе, Мастере, видном в республике общественном деятеле, Учителе, мудрую
и добрую школу чьего профессионального наставничества прошло не одно поколение молодых арти-
стов, – в Осетинском театре хранят сегодня бережно и трепетно.
Тхапсаев Владимир Васильевич (15.07.1910, г. Ардон
– 1981, г. Владикавказ), выдающийся советский осетинский
актер театра и кино. Народный артист СССР (1960), лауреат
Государственной премии им. К. Станиславского (1968), Госу-
дарственной премии имени Коста Хетагурова (1965).
Чернорабочий, шахтер Садонских рудников, строитель
Гизельдонской ГЭС, студент Краснодарского дорожно-строи-
тельного техникума – все это вехи биографии молодого Вла-
димира Тхапсаева. Он играл в любительских спектаклях, а
когда в 1930 г. уехал по комсомольской путевке на Сахалин,
то организовал там из числа таких же увлеченных театром мо-
лодых земляков осетинский драмкружок. Вернувшись домой,
в Северную Осетию, стал одним из активистов действовавше-
го тогда в республике молодежного агитационного Театра ма-
лых форм – легендарного Темафа. С 1933 г. учился в студии
при Русском театре в г. Орджоникидзе. И, наконец, в 1935 г.
В. Тхапсаева условно зачисляют во вспомогательный состав
труппы открывшегося во Владикавказе Осетинского театра,
куда он был принят одновременно еще и рабочим сцены.
10 ноября 1935 г. открывается Осетинский национальный театр, в состав труппы которого во-
шли выпускники Московского театрального института. Тхапсаев поступает в театр рабочим сцены,
помощником монтера и реквизитором. Во время работы он жадно вбирает в себя тайны сценического
искусства, запоминает полюбившиеся ему роли, а иногда и целые спектакли.