Page 179 - 100_names
P. 179

178





                                                   при театре, а позже и возглавила его, заняв должность дирек-
                                                   тора театра.
                                                        Серафиму  Икаеву  называли  актрисой  уникального,  ши-
                                                   рочайшего  диапазона,  которой  на  сцене  было  под  силу  прак-
                                                   тически все: от трагедии до гротеска, от высокой комедии до
                                                   плетения тончайших «кружев» психологической драмы. «Жиз-
                                                   нерадостный бесенок» Салимат в «Желании Паша» Давида Ту-
                                                   аева, трагическая и гордая Хансиат в «Двух сестрах» Елбызды-
                                                   ко Бритаева, Клариче и Мирандолина в «Слуге двух господ» и
                                                   «Хозяйке гостиницы» Гольдони, обворожительная, умная и лю-
                                                   бящая плутовка Сюзанна в «Женитьбе Фигаро» Бомарше, Беа-
                                                   триче в комедии Шекспира «Много шума из ничего», Варвара в
                                                   «Грозе» Островского, огненно страстная и пылкая Лаура в «Ка-
                                                   менном госте» Пушкина, Любовь Яровая в одноименной пьесе
                                                   К.Тренева, Глафира и Людмила в горьковских «Егоре Булычеве»
                                                   и «Вассе Железновой», а позднее – Текиан в «Матери сирот»
                                                   Давида Туаева, Фекла Ивановна в «Женитьбе» Гоголя, Гадзыгуз
                                                   в «Двух свадьбах» Зарифы Бритаевой и Николая Саламова и, ко-
                                                   нечно, блистательнейше воплощенная на сцене пройдоха Сал-
              фетка в комедии Раисы Хубецовой и Геора Хугаева «Песня Софьи»… Это только небольшой перечень
              ролей Серафимы Икаевой, вошедших в «алмазный фонд» осетинского театрального искусства.
                   «Дочь осетинского народа, она впитала реалистические традиции русской театральной школы,
              привитые ей ее учителями», – так писала о Серафиме Икаевой одна из первых худруков и режиссеров
              Северо-Осетинского академического театра, легендарная Елена Маркова. Подчеркивая, что образы ее
              героинь «дышали редким умением заражать зал своей радостью» – и, в то же время, покоряли своей
              глубиной…
                   Память о ней – Актрисе, Мастере, видном в республике общественном деятеле, Учителе, мудрую
              и добрую школу чьего профессионального наставничества прошло не одно поколение молодых арти-
              стов, – в Осетинском театре хранят сегодня бережно и трепетно.

                                                        Тхапсаев  Владимир  Васильевич  (15.07.1910,  г.  Ардон
                                                   –  1981,  г.  Владикавказ),  выдающийся  советский  осетинский
                                                   актер театра и кино. Народный артист СССР (1960), лауреат
                                                   Государственной премии им. К. Станиславского (1968), Госу-
                                                   дарственной премии имени Коста Хетагурова (1965).
                                                        Чернорабочий,  шахтер  Садонских  рудников,  строитель
                                                   Гизельдонской ГЭС, студент Краснодарского дорожно-строи-
                                                   тельного техникума – все это вехи биографии молодого Вла-
                                                   димира  Тхапсаева.  Он  играл  в  любительских  спектаклях,  а
                                                   когда в 1930 г. уехал по комсомольской путевке на Сахалин,
                                                   то организовал там из числа таких же увлеченных театром мо-
                                                   лодых земляков осетинский драмкружок. Вернувшись домой,
                                                   в Северную Осетию, стал одним из активистов действовавше-
                                                   го тогда в республике молодежного агитационного Театра ма-
                                                   лых форм – легендарного Темафа. С 1933 г. учился в студии
                                                   при Русском театре в г. Орджоникидзе. И, наконец, в 1935 г.
                                                   В.  Тхапсаева  условно  зачисляют  во  вспомогательный  состав
                                                   труппы  открывшегося  во  Владикавказе  Осетинского  театра,
                                                   куда он был принят одновременно еще и рабочим сцены.
                   10 ноября 1935 г. открывается Осетинский национальный театр, в состав труппы которого во-
              шли выпускники Московского театрального института. Тхапсаев поступает в театр рабочим сцены,
              помощником монтера и реквизитором. Во время работы он жадно вбирает в себя тайны сценического
              искусства, запоминает полюбившиеся ему роли, а иногда и целые спектакли.
   174   175   176   177   178   179   180   181   182   183   184