Page 181 - 100_names
P. 181
180
На сцене Осетинского театра актриса переиграла и во
всех спектаклях русского классического репертуара, и в по-
становках по пьесам осетинских драматургов, которые сегод-
ня являются уже классикой. С неизменным успехом она ис-
полняла роли сначала Катерины, а потом Кабанихи в «Грозе»
А. Островского, Кручининой в его же «Без вины виноватых»,
Донны Анны в «Каменном госте» А. Пушкина, Рашели в «Вас-
се Железновой» М. Горького, Пановой в «Любови Яровой»
А. Тренева, Толгонай в «Материнском поле» Ч. Айтматова,
Хансиат в «Двух сестрах» Е. Бритаева, Бабуцы в «Черной де-
вушке» Р. Хубецовой, Фатимы в «Фатиме» и Марико в «Матери
сирот» Д. Туаева. Ей одинаково хорошо удавались как положи-
тельные, так и отрицательные роли. Все созданные актрисой
образы были подлинны и правдивы.
Публика боготворила Кариаеву, осыпала ее цветами и
одаривала долгими продолжительными аплодисментами, пе-
реходящими в овации. Говорят даже, что именно любовью
зрителей сама актриса объясняла тот факт, что, несмотря на
твердый, независимый характер, биографию, в ту пору почти
несовместимую с жизнью публичного человека, она на протяжении многих лет оставалась в театре
на главных ролях. Под биографией Кариаева имела в виду тот факт, что и отец, и муж ее – осетинский
писатель Кудзаг Дзесов – были репрессированы. Уже после смерти Кудзага, реабилитированного в
1957 г., вышла в свет его книга «Шрамы сердца», в которой автор правдиво описывает пребывание в
местах лишения свободы.
Перу Кариаевой принадлежит цикл пьес, ставившихся в разные годы на нашей национальной
сцене, многочисленные театроведческие статьи, очерки о коллегах по творческому цеху Соломоне Та-
утиеве, Владимире Тхапсаеве, Маирбеке Цаликове. В 50-60-х годах они выходили в Северной Осетии
отдельными изданиями. В тот же период в соавторстве с театроведом Мариной Литвиненко Тамара
Кариаева подготовила к печати интереснейшую книгу очерков по истории Осетинского театра.
В 2015 г. во Владикавказе на доме по улице Тамаева, где жили Тамара Кариаева и Кудзаг Дзесов,
была открыта мемориальная доска.
Бритаева Зарифа Елбыздыкоевна (18.01.1919, г. Влади-
кавказ – 29.08.2001, г. Владикавказ). Народная артистка РСФСР
(1979) и Северной Осетии, заслуженный деятель искусств Рос-
сии и Северной Осетии, лауреат Государственной премии им.
К.Л. Хетагурова (1967).
Великий режиссер, гордость Осетии и всего Советского
Союза. Ее творческий путь оказался весьма драматичным. От
хрупкой девочки до легендарного режиссера. Всю жизнь она
посвятила тому, чтобы изменить представление о провинци-
альном театре.
Родилась в семье осетинского драматурга Елбыздыко Бри-
таева и известного во Владикавказе стоматолога Ольги Бритае-
вой (Казбеги).
В 1938 г. поступила на режиссерский факультет ГИТИСа
(курс А. Д. Попова). Учеба была прервана войной. В 1941 г.
ушла на фронт. Там она строила оборонительные сооружения
на подступах к Москве. Чуть позже вновь рыла противотанко-
вые рвы, только уже на подступах к Владикавказу.
Во время войны была награждена медалями «За оборону
Москвы», «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд».
В 1944 г. Зарифа получила вызов в ГИТИС, чтобы его окончить.