Page 181 - 100_names
P. 181

180





                                                        На  сцене  Осетинского  театра  актриса  переиграла  и  во
                                                   всех  спектаклях  русского  классического  репертуара,  и  в  по-
                                                   становках по пьесам осетинских драматургов, которые сегод-
                                                   ня  являются  уже  классикой.  С  неизменным  успехом  она  ис-
                                                   полняла роли сначала Катерины, а потом Кабанихи в «Грозе»
                                                   А. Островского, Кручининой в его же «Без вины виноватых»,
                                                   Донны Анны в «Каменном госте» А. Пушкина, Рашели в «Вас-
                                                   се  Железновой»  М.  Горького,  Пановой  в  «Любови  Яровой»
                                                   А.  Тренева,  Толгонай  в  «Материнском  поле»  Ч.  Айтматова,
                                                   Хансиат в «Двух сестрах» Е. Бритаева, Бабуцы в «Черной де-
                                                   вушке» Р. Хубецовой, Фатимы в «Фатиме» и Марико в «Матери
                                                   сирот» Д. Туаева. Ей одинаково хорошо удавались как положи-
                                                   тельные, так и отрицательные роли. Все созданные актрисой
                                                   образы были подлинны и правдивы.
                                                        Публика  боготворила  Кариаеву,  осыпала  ее  цветами  и
                                                   одаривала  долгими  продолжительными  аплодисментами,  пе-
                                                   реходящими  в  овации.  Говорят  даже,  что  именно  любовью
                                                   зрителей сама актриса объясняла тот факт, что, несмотря на
                                                   твердый, независимый характер, биографию, в ту пору почти
              несовместимую с жизнью публичного человека, она на протяжении многих лет оставалась в театре
              на главных ролях. Под биографией Кариаева имела в виду тот факт, что и отец, и муж ее – осетинский
              писатель Кудзаг Дзесов – были репрессированы. Уже после смерти Кудзага, реабилитированного в
              1957 г., вышла в свет его книга «Шрамы сердца», в которой автор правдиво описывает пребывание в
              местах лишения свободы.
                   Перу Кариаевой принадлежит цикл пьес, ставившихся в разные годы на нашей национальной
              сцене, многочисленные театроведческие статьи, очерки о коллегах по творческому цеху Соломоне Та-
              утиеве, Владимире Тхапсаеве, Маирбеке Цаликове. В 50-60-х годах они выходили в Северной Осетии
              отдельными изданиями. В тот же период в соавторстве с театроведом Мариной Литвиненко Тамара
              Кариаева подготовила к печати интереснейшую книгу очерков по истории Осетинского театра.
                   В 2015 г. во Владикавказе на доме по улице Тамаева, где жили Тамара Кариаева и Кудзаг Дзесов,
              была открыта мемориальная доска.

                                                        Бритаева Зарифа Елбыздыкоевна (18.01.1919, г. Влади-
                                                   кавказ – 29.08.2001, г. Владикавказ). Народная артистка РСФСР
                                                   (1979) и Северной Осетии, заслуженный деятель искусств Рос-
                                                   сии и Северной Осетии, лауреат Государственной премии им.
                                                   К.Л. Хетагурова (1967).
                                                        Великий режиссер, гордость Осетии и всего Советского
                                                   Союза. Ее творческий путь оказался весьма драматичным. От
                                                   хрупкой девочки до легендарного режиссера. Всю жизнь она
                                                   посвятила тому,  чтобы  изменить  представление  о провинци-
                                                   альном театре.
                                                        Родилась в семье осетинского драматурга Елбыздыко Бри-
                                                   таева и известного во Владикавказе стоматолога Ольги Бритае-
                                                   вой (Казбеги).
                                                        В 1938 г. поступила на режиссерский факультет ГИТИСа
                                                   (курс А. Д. Попова). Учеба была прервана войной. В 1941 г.
                                                   ушла на фронт. Там она строила оборонительные сооружения
                                                   на подступах к Москве. Чуть позже вновь рыла противотанко-
                                                   вые рвы, только уже на подступах к Владикавказу.
                                                        Во время войны была награждена медалями «За оборону
              Москвы», «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд».
                   В 1944 г. Зарифа получила вызов в ГИТИС, чтобы его окончить.
   176   177   178   179   180   181   182   183   184   185   186